Перспективное планирование в старшей группе
Формы работы с детьми и родителями |
Содержание работы |
Сентябрь
Организованная образовательная деятельность |
Познавательное развитие. Тема: «Транспорт» - учить создавать из строительного или бросового материала знакомые виды транспорта, закрепить правила безопасности движения. |
Целевые прогулки, наблюдения |
Целевая прогулка по прилежащей к детскому саду улице: закрепить знания о транспорте, дорожных знаках. |
Беседа |
«Как работают водители»: закрепить знания о труде водителя; объяснить, почему водитель должен следить за своим здоровьем, проходить медицинскую комиссию. |
Дидактические игры, упражнения |
«Дорога в Изумрудный город»: закреплять знания формы, цвета, содержания дорожных знаков. |
Сюжетно-ролевые игры |
«Больница»: водители проходят медосмотр перед поездкой. |
Игровые ситуации |
«Странный водитель»: показать, что может случиться, если водитель плохо слышит или не различает сигналы светофора, уточнить, где ему могут оказать помощь. |
Другие формы работы с детьми |
Изготовление макета улицы, обыгрывание. |
Октябрь
Организованная образовательная деятельность |
Познавательное развитие. Тема: «Наш город» - уточнить представления о родном городе: улицы, виды транспорта, дорожные знаки; побуждать вспомнить правила культуры поведения в общественных местах. |
Целевые прогулки, наблюдения |
Наблюдение игр детей: обсуждение правильности выбора места игр. |
Беседы, рассматривание иллюстраций |
«Безопасность на улице» - закрепить знания о культуре поведения во дворе, при ходьбе по тротуару, при переходе проезжей части, на автобусной остановке, в транспорте, при езде на велосипеде. |
Дидактические игры, упражнения |
«Кто лучше знает свой город» - уточнить знания о родном городе и средствах передвижения по нему. |
Сюжетно-ролевые игры |
«Улица» - дорожное движение с перекрестком и светофором. |
Игровые ситуации |
«Мы идем по улице» |
Двигательная деятельность |
П/и «Кто быстрее соберет светофор» - упражнение в беге в разных направлениях, действии по сигналу, закрепление знания цветов и последовательности сигналов светофора. |
Другие формы работы с детьми |
Просмотр видеофильма.
|
Работа с родителями |
Рекомендации: - при переходе проезжей части обращайте внимание детей на стоящий транспорт и скрытую опасность; - держите ребенка за руку. |
Ноябрь
Организованная образовательная деятельность |
Чтение художественной литературы. Рассказ Б.Житкова «Что я видел» - закрепить знания о правилах дорожного движения. Познавательное развитие. Тема: «Улица» - учить выполнять поделки из бумаги путем складывания, объединять их в общую композицию, обыгрывать, закреплять знания о ПДД. |
Беседа |
Тема: Правила и безопасность дорожного движения» |
Дидактические игры и упражнения |
«Разложи знаки по форме»; «Найди лишний по цвету, форме, содержанию»: закрепление знаний дорожных знаков. |
Сюжетно-ролевые игры |
«Улица» - в гараже стоит много машин разного назначения; водители берут документы у диспетчера, получают задание, заправляют машину на автозаправочной станции, возят пассажиров. |
Другие формы работы с детьми |
Изготовление атрибутов бензозаправочной станции для игры «Улица» (колонка, шланг, циферблат) |
Работа с родителями |
Рекомендации: - при ходьбе по тротуару учите ребенка идти спокойно, рядом со взрослым, с противоположной от проезжей части дороги стороны. |
Декабрь
Организованная образовательная деятельность |
Речевое развитие. Тема: «Составление рассказов по картинкам пособия «Правила и безопасность дорожного движения» - формировать навыки составления рассказа по картинке, закреплять знания о поведении на дороге. Художественно-эстетическое развитие. - Рисование. Тема: «Пешеходы идут по улице» - побуждать передавать впечатления от окружающего (дома, транспорт); закреплять умение рисовать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции фигуры и частей тела. |
Целевые прогулки и наблюдения |
Наблюдение, как взрослые переходят через дорогу с колясками и детьми: обратить внимание, что в это время нельзя отвлекаться и шалить. |
Беседа |
«Переходим проезжую часть улицы» - закрепить правила поведения во время перехода через дорогу по «зебре», знаку. |
Сюжетно-ролевые игры |
«Улица» - движение транспорта и пешеходов регулирует светофор, мамы с колясками и детьми постарше переходят улицу. |
Игровые ситуации |
«Будь внимательным» |
Чтение |
М.Ильин, Е.Сигал «Машины на нашей улице» |
Другие формы работы с детьми |
Просмотр диафильма «Загадки светофора» |
Работа с родителями |
Рекомендации: - учите детей уступать места пожилым, женщинам, девочкам в общественном транспорте; - приучайте вести себя в транспорте спокойно, не ходить по салону без надобности, соблюдать чистоту. |
Январь
Организованная образовательная деятельность |
Художественно-эстетическое развитие. Рисование. Тема: «Знаки дорожного движения» - упражнять детей в рисовании разными изобразительными материалами, передавая форму и содержание знаков; закрепить знание знаков дорожного движения. Речевое развитие. Тема: Составление рассказов по картине «Улица города» - учить составлять описательный рассказ, используя точные слова для обозначения предметов; закреплять знания о правилах движения и поведения пешеходов на улице. Познавательное развитие. – Развитие элементарных математических представлений. Тема: «Куда пойдешь и что найдешь» - учить ориентироваться в пространстве в соответствии с дорожными знаками «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Круговое движение». |
Беседа |
«Где ремонтируют машины» - уточнить знания о мастерских по ремонту автотранспорта, познакомить со знаком «Техническое обслуживание автомобилей» и игровыми действиями «осмотр машины», «закручивание гаек», «мойка». |
Дидактические игры и упражнения |
«Угадай, что изменилось» - побуждать видеть изменения в пространственном расположении транспорта и знаков на улице. «Пройди и собери» - закрепить знания дорожных знаков. |
Сюжетно-ролевые игры |
«Улица» - движение по улице в соответствии с сигналами светофора, роль которого исполняет ребенок. |
Игровые ситуации |
«Как поступить» - закрепить знания действий пешеходов и транспорта при определенных сигналах светофора. |
Чтение |
Г.Цыферов «Сказки на колесах» |
Другие формы работы с детьми |
Изготовление атрибутов для настольной игры «Построй город» (дома, транспорт, деревья) |
Работа с родителями |
Рекомендации: - при выезде с детьми за пределы населенного пункта обратите внимание на знаки дорожного движения. |
Февраль
Организованная образовательная деятельность |
Познавательное развитие. Развитие конструктивной деятельности. Тема: «Улица» (с использованием строительных наборов, бумаги, бросового материала) – уточнить место расположения домов, зеленых насаждений, проезжей части и тротуара. Развитие речи. Тема:Составление рассказа «Моя улица» - учить составлять последовательный рассказ по схеме, использовать имеющиеся знания о ПДД. |
Целевые прогулки, наблюдения |
Целевая прогулка по улице: побуждать видеть, как транспортное средство тормозит и продолжает движение по инерции (гололед) |
Беседа |
«Правила поведения в транспорте» - закрепить знания о культуре поведения в общественных местах: уступать место, не ходить по салону, соблюдать чистоту, самостоятельно выходить после взрослых |
Дидактические игры и упражнения |
«Построй город» - закрепить знания о частях улицы, движении транспорта по улицам города с выполнением поворотов и движения по кругу в соответствии с дорожными знаками. |
Сюжетно-ролевые игры |
«Улица» - предложить объединить с играми «Семья», «Детский сад», «Магазин» |
Игровые ситуации |
«Бабушка на другой стороне улицы» - упражнять в правильном поведении: не вырываться из рук мамы, не бежать навстречу бабушке |
Другие формы работы с детьми |
Развлечение «Светофор» |
Работа с родителями |
Рекомендации: - вместе с детьми определите безопасное место во дворе для катания на лыжах, санках; - проверьте, знает ли ваш ребенок свой адрес и фамилию, имя, отчество родителей на случай, если потеряется |
Март
Организованная образовательная деятельность |
Речевое развитие. Тема: Составление рассказа по картине В.Гербовой «Случай в автобусе» - упражнять в составлении сюжетного рассказа по картине, используя личный опыт Художественно-эстетическое развитие. Рисование. Тема: «Моя любимая улица» - закреплять умение изображать предметы и явления, отбирая содержание в соответствии с тематикой; закреплять знания о правилах движения автотранспорта и пешеходов |
Беседа |
«Чем можем – поможем» - учить замечать затруднения окружающих на улице и в транспорте и стремиться помочь им, показать, где находится знак «Пешеходный переход», уступить место в транспорте и др. |
Дидактические игры и упражнения |
«Собери знак» - закрепить знания о дорожных знаках, их цвете и форме, учить собирать их. |
Сюжетно-ролевые игры |
«Улица» - водители сдают экзамены на знание ПДД в игре «Школа Светофора» |
Игровые ситуации |
«В автобус вошла бабушка», «Малыш требует место у окна» - закрепить правила поведения в транспорте |
Чтение |
С.Маршак. Скверная история |
Другие формы работы с детьми |
Изготовление атрибутов для игры «Улица» |
Работа с родителями |
Рекомендации: - учите детей переходить проезжую часть улицы по дорожному знаку «Пешеходный переход», по «зебре»; - приучайте детей переходить проезжую часть спокойно, по прямой, не бежать |
Апрель
Организованная образовательная деятельность |
Художественно-эстетическое развитие. – Аппликация. Тема: «Пешеходы идут по улице» - учить вырезать симметричные фигуры из бумаги, сложенной вдвое; побуждать создавать коллективную композицию, дополнять ее деталями, отражая впечатления от окружающего мира Развитие речи. Тема: Составление рассказов из личного опыта «Как я шел с мамой в детский сад» - учить составлять рассказ на предложенную тему |
Целевые прогулки, наблюдения |
Целевая прогулка к проезжей части улицы: показать, как тормозят машины в дождливую погоду и как это опасно для пешеходов |
Беседа |
«Как перейти улицу» - закрепить правила движения по знаку |
Дидактические игры и упражнения |
Лото «Найди пару знаку» - закрепить знания дорожных знаков (цвет, форма, содержание) |
Сюжетно-ролевые игры |
«Улица» - объединение с играми «Ателье», «Магазин» |
Игровые ситуации |
«Опасности на дороге» |
Чтение |
Д.Денисова. Как перейти дорогу |
Другие формы работы с детьми |
Развлечение «Петрушка на улице» |
Работа с родителями |
Рекомендации: - продумайте и найдите наиболее безопасный путь от дома до д/сада; - убедите ребенка, что нужно позвонить по телефону «02», если он заблудится, но баловаться с телефоном нельзя; - беседа с родителями о ПДД |
Май
Организованная образовательная деятельность |
Художественно-эстетическое развитие. – Аппликация. Тема: «Улица» - побуждать создавать коллективную композицию, передавая определенную дорожную ситуацию Художественно-эстетическое развитие. – Рисование. Тема: «Улица города» - побуждать отражать впечатления от окружающего; изображать части улицы, транспорт, знаки, пешеходов |
Целевые прогулки, наблюдения |
Наблюдение за переходом проезжей части пешеходами |
Беседа |
«Что должны знать и уметь водители» - уточнить знания о транспорте и ПДД, состояние здоровья водителя |
Дидактические игры и упражнения |
«Закончи движение машины» - упражнять в решении проблемных ситуаций при движении транспорта |
Сюжетно-ролевые игры |
«Улица» - грузовые и легковые автомобили едут по улице, пешеходы идут по тротуару; водители заботятся о своем транспорте |
Двигательная деятельность |
Езда на самокате- учить детей отталкиваться правой и левой ногой |
Чтение |
Н.Носов. Автомобиль, Д.Денисова. Как перейти дорогу |
Работа с родителями |
Родительское собрание: «Меры по предупреждению детского травматизма» |
|
|
Перспективное планирование в подготовительной группе
Формы работы с детьми и родителями |
Содержание работы |
Сентябрь
Организованная образовательная деятельность |
Художественно-эстетическое развитие. – Рисование. Тема: «Улица» - закреплять умение отражать в рисунке впечатления от окружающего мира, изображать тротуар, пешехода, пешеходный переход, деревья, цветы, светофор, знаки |
Беседа |
«Два светофора» - уточнить представления о назначении разных светофоров на пешеходном переходе |
Дидактические игры и упражнения |
«Разложи по группам» - закрепить умение дифференцировать запрещающие, предупреждающие, указательные знаки и знаки сервиса |
Сюжетно-ролевые игры |
«Улица» - грузовые и легковые автомашины едут по улице, пешеходы идут по тротуару. Автомобили подчиняются сигналам транспортного светофора, пешеходы обращают внимание на светофор для пешеходов |
Игровые ситуации |
«Расставь знаки» - упражнять в правильном расположении знаков на улице |
Двигательная деятельность |
Игра в футбол – закреплять знания о том, что играть можно только на специально отведенном месте |
Чтение |
С.Михалков. Дядя Степа – милиционер. Моя улица |
Другие формы работы с детьми |
Изготовление пешеходного светофора из бросового материала |
Работа с родителями |
Рекомендации: - сходите с ребенком к перекрестку, где работают два светофора; - закрепляйте правила перехода проезжей части; - отправляя ребенка гулять на улицу, уточните с ним место игры |
Октябрь
Организованная образовательная деятельность |
Познавательное развитие. Развитие конструктивной деятельности. Тема: «Транспорт» - совершенствовать умение создавать постройки, используя разные геометрические фигуры; закрепить знание видов транспорта Познавательное развитие. Социальный мир. Тема: Встреча с сотрудником ГИБДД – познакомить с трудом работников дорожно-патрульной службы, воспитывать уважение к их работе |
Целевые прогулки и наблюдения |
Целевая прогулка по улице: закрепить знание культуры поведения при ходьбе по тротуару |
Беседа |
«Кто регулирует движение транспорта» - закрепить знания о сигналах светофора, уточнить представления о труде работника дорожно-патрульной службы |
Дидактические игры и упражнения |
«Автотрасса» - закреплять знания о ПДД и дорожных знаках |
Сюжетно-ролевые игры |
«Улица» - сотрудники автоинспекции наблюдают за порядком на дорогах, проверяют документы у водителей |
Игровые ситуации |
«Кому что говорят сигналы» - закрепить знание сигналов регулировщика |
Чтение |
Я. Пишумов. Говорящая машина, Н.Носов. Милиционер |
Другие формы работы с детьми |
Мультфильм «Замечательный подарок» |
Работа с родителями |
Рекомендации: - учите детей переходить проезжую часть только там, где хорошо просматриваются обе стороны дороги - учите ребенка правилам оказания первой мед. Помощи себе и окружающим, соблюдая правила гигиены и санитарии |
Ноябрь
Организованная образовательная деятельность |
Речевое развитие. Тема: Составление рассказа по опорным словам (дорога, пешеход, знак, машина) – учить составлять творческий рассказ из личного опыта |
Целевые прогулки, наблюдения |
Целевая прогулка к остановке: понаблюдать за тем, как люди переходят проезжую часть |
Беседа |
«Опасные предметы на дороге» - дать представление о том, что нельзя бросать на проезжую часть камни, стекла, это опасно для водителей и пешеходов |
Дидактические игры и упражнения |
«Красный – зеленый»: учить классифицировать действия примерных пешеходов (зеленый круг) и нарушителей (красный круг) дорожного движения по иллюстрациям |
Сюжетно-ролевые игры |
«Улица» - за движением транспорта, пешеходов наблюдает сотрудник ГИБДД. |
Игровые ситуации |
«Я вышел из автобуса и увидел друга на другой стороне улицы»: закреплять правила перехода через проезжую часть |
Чтение |
Я. Пишумов. Посмотрите, постовой. С.Михалков. Скверная история А.Северный. Светофор |
Работа с родителями |
Рекомендации: - при поездке в транспорте покажите детям, как лучше принять устойчивое положение стоя; - познакомьте детей с указателем «Аварийный выход» |
Декабрь
Организованная образовательная деятельность |
Речевое развитие. Тема: Составление рассказов по серии картинок «Автобус» - учить видеть логику развития сюжета по серии картинок, составлять по ним связный последовательный рассказ |
Целевые прогулки, наблюдения |
Целевая прогулка к остановке: наблюдать за посадкой и выходом пассажиров |
Беседа |
«Ежели вы вежливы» - закрепить знание о необходимости помогать пожилым, уступать место в транспорте |
Дидактические игры и упражнения |
«Как львенок оказался в больнице» - совершенствовать умение раскладывать картинки в логической последовательности событий и составлять по ним связный рассказ |
Сюжетно-ролевые игры |
«Улица» - дорожное движение с участием машин, пешеходов, регулировщика, который регулирует движение |
Игровые ситуации |
«Зайка собрался к тебе в гости, объясни ему дорогу» - учить составлять рассказ, включая в качестве ориентиров движения особенности дороги и дорожные знаки |
Другие формы работы с детьми |
Видеофильм «Уроки за рулем» |
Работа с родителями |
Рекомендации: - не разрешайте детям кататься на санках с горки, спуск с которой выходит на проезжую часть двора или улицы |
Январь
Организованная образовательная деятельность |
Художественно-эстетическое развитие. – Рисование. Тема: «Мы идем на экскурсию по улице» - побуждать отражать впечатления в рисунке Речевое развитие. Тема: Придумывание конца рассказа «Как мы переходим через улицу» - закреплять навыки составления творческого рассказа, побуждать придумывать разные способы перехода проезжей части улицы |
Целевые прогулки, наблюдения |
Целевая прогулка на санках за пределы участка – уточнить место безопасного катания |
Беседа |
«Полезные знаки» - дать представление о том, что нельзя повреждать дорожные знаки, это может привести к несчастным случаям |
Дидактические игры и упражнения |
«Составь рассказ про знак» - учить составлять короткие рассказы о дорожных знаках, описывающие их цвет, форму, назначение |
Сюжетно-ролевые игры |
«Улица» - водители и пешеходы выполняют правила движения, сотрудник ДПС проверяет удостоверения у водителей |
Игровые ситуации |
«Где играете в хоккей, ответьте, дети, поскорей» - уточнить знание места для игр и опасности выбегания на проезжую часть улицы |
Чтение |
В.Семерин. Запрещается - разрешается |
Другие формы работы с детьми |
Изготовление удостоверений пешеходов |
Работа с родителями |
Рекомендации: - не разрешайте детям кататься на лыжах с горки, спуск с которой выходит на проезжую часть |
Февраль
Организованная образовательная деятельность |
Речевое развитие. Тема: Придумывание сказки о соблюдении правил дорожного движения – «В городе светофорных наук» - учить придумывать сказку на заданную тему, описывать события и их последствия, закрепить знания о ПДД Художественн0-эстетическое развитие. – Рисование. Тема: «Дорожное движение» - закреплять умение изображать разные виды транспорта, передавать особенности дорожной обстановки Художественно-эстетическое развитие. - Аппликация. Тема: «Наш город» - вырезать дома и транспорт разной конфигурации, используя различные технические приемы, создавать сюжетную композицию |
Целевые прогулки, наблюдения |
Целевая прогулка к автобусной остановке – уточнить правило: спереди и сзади обходить транспорт нельзя |
Беседа |
«Как ходить по улице» |
Дидактические игры и упражнения |
«Дорожная грамота» - закрепить знание дорожных знаков, умения составлять изображение из 8-10 частей |
Сюжетно-ролевые игры |
«Улица» - объединить с играми «Школа», «Библиотека» |
Чтение |
И. Лешкевич. Азбука безопасности Я Аким. Улица |
Другие формы работы с детьми |
Аудиозапись «Приключение в городе поющих светофоров» |
Работа с родителями |
Анкетирование родителей |
Март
Организованная образовательная деятельность |
Познавательное развитие. – Развитие конструктивной деятельности. Тема: «Светофор» - учить делать игрушку из бросового материала, дополнять работу прорисовыванием деталей Познавательное развитие. - Социальный мир. Тема: «Примерный пешеход» - закрепить знания о правилах поведения пешехода на улице |
Целевые прогулки и наблюдения |
Целевая прогулка к школе – закрепить знания о школе, познакомить со знаком «Дети» |
Беседа |
«Знаки в треугольнике» - дать знания о назначении предупреждающих знаков |
Дидактические игры и упражнения |
«Три письма» - выявить умение ориентироваться в окружающем пространстве |
Сюжетно-ролевые игры |
«Улица» - водители едут по улицам, обращая внимание на дорожные знаки |
Игровые ситуации |
«Вежливые дети» - ходьба по тротуару |
Другие формы работы с детьми |
Мультфильм «По улице, по мостовой» |
Работа с родителями |
Родительское собрание вместе с детьми «Правила и безопасность дорожного движения» |
Апрель
Организованная образовательная деятельность |
Речевое развитие. Тема: Составление рассказов «Мой путь от дома до сада» - учить составлять описательный рассказ по безопасному пути до сада, используя схему маршрута Художественно-эстетическое развитие. – Рисование. Тема: «Опасности вокруг нас» - побуждать отражать впечатления, полученные на занятиях |
Целевые прогулки и наблюдения |
Наблюдение за местом, отведенным для передвижения пешеходов |
Беседа |
«Примерный пассажир» - закрепить правила поведения в транспорте |
Дидактические игры и упражнения |
«Люди на дорожных знаках» - закрепить знания о дорожных знаках с изображением людей |
Сюжетно-ролевые игры |
«Улица» - способствовать объединению различных игр в единый сюжет |
Чтение |
Я. Пишумов. Самый лучший переход |
Другие формы работы с детьми |
КВН по правилам безопасности движения |
Работа с родителями |
Рекомендации: - закрепить с детьми правила поведения в местах отдыха |
Май
Организованная образовательная деятельность |
Познавательное развитие. – Развитие конструктивной деятельности. Тема: «Улица» - закреплять навыки работы с бумагой, способствовать созданию коллективной композиции |
Целевые прогулки и наблюдения |
Наблюдения перехода через дорогу вне знаков и дорожной разметки |
Беседа |
«Кого мы называем примерным пешеходом» - закрепить правила передвижения пешеходов по улицам |
Дидактические игры и упражнения |
«Найди отличие» - учить сравнивать знаки «Пешеходный переход» |
Сюжетно-ролевые игры |
«Улица» - закреплять выполнение правил дорожного движения при езде на велосипеде |
Чтение |
Н. Кончаловская. Самокат |
Работа с родителями |
Родительское собрание – «Безопасность детей на дорогах» |