Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
150 лет со дня открытия первого сада в России. С чего всё начиналось?
Когда же появились детские сады и откуда пришло к нам само слово - детский сад.
Красивое, хотя и странное название придумал в 1837 году немецкий педагог-новатор Фридрих Вильгельм Август Фрёбель. Он же и создал первое в мире учреждение для игр и занятий детей младшего возраста в городе Бад-Бланкенбурге
По мнению Фрёбеля, назначение детского сада не только брать под надзор детей дошкольного возраста, но упражнять их душу, укреплять тело, развивать чувства и пробуждать рассудок, знакомить с природой и людьми. Он указывал на символическое сходство детей с растениями, требующими умелого и тщательного ухода. А воспитателей назвал садовницами.
В России воспитанием детей долгое время занимались только гувернантки, в дальнейшем, в благотворительных заведениях, частных и церковно- приходских школах при Демидовском доме трудолюбия в 1837 году существовали детские комнаты, где работницы могли оставлять своих детей на время рабочей смены. Но это было скорее исключением из правил. Большинство детских садов в Империи были платными, и посещать их могли только дети из состоятельных семей.
У фребелевской педагогической системы нашлось немало последователей в России, причем здесь она была обогащена местным опытом. В числе первых фребелевцев была С. А. Люгебиль, жена известного филолога проф. К. Я. Люгебиля, одного из учредителей Санкт-Петербургского педагогического собрания. В 1862 г. она, при поддержке мужа, открыла первый в С.-Петербурге детский сад нового типа - платное воспитательное заведение для детей дошкольного возраста (второй в России после открытого в 1859 г. в Гельсингфорсе детского сада Седмиградского).
Игры и занятия в детском саду проводились без строгой регламентации, детям предоставлялась возможность играть и заниматься по своему вкусу, но при постоянном надзоре воспитательницы. Люгебиль вела записи своих наблюдений за индивидуальным поведением и развитием детей. Занятия часто проходили в саду; со старшими детьми, проводились выезды на природу. Воспитательницы приглашали родителей наблюдать за своими детьми во время игр и занятий, давали им советы по воспитанию. Заведение пришлось закрыть в 1869 из-за нехватки средств.
В 1866 в С.-Петербурге был открыт еще один платный детский сад. Его основательницей стала Аделаида Семеновна Симонович (супруга врача и педагога Я. М. Симоновича). В заведении все было приспособлено для творческой педагогической работы: удобное расположение просторных, светлых комнат с балконами, сад и площадки для игр и занятий детей на воздухе. Дети вели подвижные игры, которые отражали отдельные виды труда и моменты быта русского народа, сопровождались русскими народными песнями. Занятия в младшей группе носили преимущественно индивидуальный характер, а занятия в старшей (дети 6 лет) коллективный, причем имели природоведческий уклон. Супруги издавали ежемесячный журнал "Детский сад", посвященный вопросам детской педагогики. В 1869 из-за нехватки средств заведение пришлось закрыть, а журнал передать в другие руки (далее он издавался Е. И. Бороздиной и в 1877 был переименован в "Воспитание и обучение", выходил до 1917). В Санкт-Петербурге же в 1866 году был открыт и первый бесплатный детский сад. Он функционировал при благотворительном обществе. Туда принимались дети горожан низшего сословия, затем идею подхватили многочисленные благотворительные организации.
В 1871 в С.-Петербурге было открыто Фребелевское общество, которое вело как просветительскую, так и благотворительную деятельность. Оно учредило первые фребелевские курсы для подготовки работниц детских садов, куда принимались лица, окончившие средние учебные заведения или имеющие звание домашней учительницы.
В 1893 им было организовано два бесплатных детских сада, в которых в зимнее время обучалось ежегодно до 120 детей, и летний Народный детский сад с платой по 10 коп. в месяц за ребенка, его ежедневно, в течение трех летних месяцев посещали свыше 1000 детей беднейших классов населения. В 1897 общество устроило детскую летнюю колонию, в которой ежегодно пребывало от 50 до 100 детей, нуждающихся в поправлении здоровья.
К 1914 году по всей стране насчитывались уже десятки детских садов. Некоторое время Общество содействия дошкольному воспитанию возглавляла Елизавета Ивановна Тихеева - известный российский педагог.
В настоящее время в России существует более 60 тысяч детских дошкольных учреждений, в которых воспитатели проводят с ребенком большую часть времени, играют с ним, учат правильно вести себя в обществе, развивают его таланты. Система дошкольного образования в России является уникальной, нигде в мире нет такой системы.
Детский сад очень важный социальный институт. Здесь проходит период формирования личности ребенка. В дошкольном возрасте закладываются модели поведения, представления о добре и зле, ребенок начинает осознавать себя личностью и взаимодействовать с окружающими. Как говорят психологи, детский сад представляет собой модель человеческого общества, с определенной иерархией, правилами и законами. От того, насколько хорошо ребенок впишется в эту модель, зависит вся его дальнейшая жизнь, интеграция сначала в школьное сообщество, а затем и в социум.
В рамках подготовки к празднованию в России юбилейной даты, МБДОУ «Детский сад № 1» проводит ряд праздничных мероприятий по воспитанию нравственно – патриотических качеств дошкольников через взаимодействие с семьями воспитанников.