«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
В наше сложное постоянно меняющееся информационное время, где пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Всё это обрушивается на незащищённое эмоциональное поле ребёнка. Как уберечь его от такой страшной разрушительной силы?
Именно нашей русской народной сказкой, ведь сказка всегда, во все времена имела огромную власть над детским сердцем.
Воспитатели нашего детского сада стараются знакомить детей со сказками, на которых выросло не одно поколение. В них, устоявшихся и проверенных веками, заключена мудрость народа, который их создавал, в них основы национальной культуры. Есть целый ряд русских народных сказок о добре, которое всегда побеждает зло, сказок о чудесах, о подвигах, которые неизменно надо услышать в детстве. Ну и также хочется быть похожими на любимых героев, говорить их словами, совершать их подвиги, хоть пожить их жизнью.
Игра имеет большое значение в жизни ребёнка, впрочем, как и в жизни взрослого. Это неосознанное желание видоизменять окружающий мир, приближая его к своему, по-своему объясняя его.
Но как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля игру?
Да, на занятиях дети играют, творят, создают, получают удовольствие от процесса, тем более что каждый из них играет именно того, кого он хочет играть именно сегодня. В том-то и дело, что без зрителей все мы прекрасные актёры…
Но вот когда стихает зал, открывается бесшумно занавес и музыка будит тишину.… А в зале притихли и смотрят на тебя такие же дети, а главное – мама, папа, бабушка, дедушка.… Ведь это им он хочет показать, что он умеет, на что он способен. Он становится Героем! Из робкого мальчика превращается в озорного Буратино, а из капризной девочки в добрую и чуткую Белоснежку. Ах, как светятся у ребёнка глаза от счастья и чувства собственного достоинства – ему рукоплещет зал! И такое возможно только в театре! Театр – это всегда сказка, чудо, волшебство…
А как велика роль зрителя. Умение слушать и слышать, смотреть и видеть очень важно как для тех, кто на сцене, так и для тех, кто в зрительном зале. Умение слышать красоту поэтического слова, оценивать игру своих товарищей – эти первые трудные уроки дети получают на просмотрах спектаклей.
Но никакой спектакль не найдёт отклика в сердцах зрителей, если не будет понятна и выразительна речь. Даже малыши 2-3 лет, для которых более важен зрительный, образный ряд, вслушиваются в слова, не до конца понимая, что они значат. Для старших детей важны все компоненты театра – и музыка, и костюмы, и декорация, и главное – слово. И в театральных постановках ребёнок начинает ощущать его силу и власть, учится «действовать словом». Учить создавать слово из звуков, наполняя его точной мыслью, надо в раннем детстве.
Театрализованная деятельность – источник всестороннего развития ребёнка и его творческих способностей
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником всестороннего развития ребёнка. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в детском саду. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающем миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
С умственным развитием тесно связанно и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, его интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, его грамматический строй.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребёнка, побуждая его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог Б. М. Теплов, - создаются определённые моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».
Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б. М. Теплов.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу.
Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Известный композитор Д. Б. Кабалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так и писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы даёт нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идёт развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависит от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».
Педагоги нашего детского сада, музыкальный руководитель через театрализованную деятельность помогают не только раскрыть творческие способности детей, но и развить их. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, развитии творческих способностей наши педагоги совместно с семьёй стремятся сделать счастливым детство каждого ребенка!
Виды театра
Пальчиковый, варежковый театр
Пальчиковый, варежковый театр
Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги или связанные из шерсти и ниток. Выкройка повторяет контур вытянутого пальца взрослого или ребёнка или контур ладони. Кукла должна надеваться свободно на любой палец или руку кукловода. Лицо персонажа можно вышить, наклеить или пришить, используя пуговицы, бусинки, нитки, верёвки, кусочки шерсти, цветную бумагу, ткань. Играют дети за ширмой или при непосредственном контакте. Для пальчикового театра можно вместе с ребёнком нарисовать или склеить из цветной бумаги любой персонаж из сказки, затем наклеить на тонкий картон, а с обратной стороны пришить или приклеить широкую резинку, надеть на палец и играть. Для варежкового театра можно использовать ненужные детские варежки.
Каждый ребёнок, занятый в спектакле, работает только с одной куклой. Интонации, движения того или иного персонажа дети находят самостоятельно или с помощью взрослого. Спектакль хорошо сопровождать музыкой или песнями, которые знают дети.
Театр кукол би-ба-бо
(или театр «Петрушки»)
Театром «Петрушки» называется театр, куклы которого надеваются на три полных пальца руки – вроде перчатки. В Италии эти куклы раньше назывались бураттини, теперь они носят имя пупаттцы. В России этот кукольный персонаж получил имя Петрушки. Петрушка долгое время путешествовал с ярмарки на ярмарку, пока в 1924 году не обрёл, наконец, свой дом в Санкт-Петербурге. И именно тогда был организован постоянно действующий кукольный театр для детей.
Эти куклы можно приобрести в детских магазинах или сделать самим. Самая простая кукла состоит из тельца рубашки, головки и ручек. Тельце-рубашка кроится из материи по руке кукловода. Голова может быть сделана из разных материалов: дерева, хлеба, пластилина, пластмассового шарика, но обычно из папье-маше. А можно использовать старые куклы или резиновые игрушки, которые вы, возможно, собрались выбросить. Если взять голову резиновой куклы и к ней пришить новый костюм (чтобы в него проходила рука ребёнка), то кукла оживёт, и её можно будет использовать в театральных представлениях.
Кукла надевается так: на указательный палец – голова, а на большой и средний – руки или лапки. Если кукла тяжела для маленького ребёнка, то на помощь приходит гапит (деревянный стержень с удобной закруглённой рукояткой).
Сценой театра петрушек является ширма. На неё ставятся декорации, и происходит действие. За ширмой находятся кукловоды, которые управляют куклами и говорят за них.
Кукольный театр доставляет детям много радости и удовольствия, создаёт у них хорошее настроение и находит яркое отражение в их творческих играх.
Настольный театр, театр игрушек
Это плоскостные или обыкновенные игрушки, которыми ежедневно играют дети. Сценическая площадка – детский стол. Персонаж для настольного театра можно сделать самим из любого подручного материала: шишек, желудей, кореньев; из бытового материала: пакетов из под молока и кефира, коробок из под обуви.
Если взять старые кегли и отрезать дно, а затем обшить или обвязать их, то получится кукла для настольного театра. Для оформления куклы используются пуговицы, бусы, шерсть, ткань, специально надвязанные уши, носы, глаза, волосы, лапы и хвосты…. Этих кукол можно надеть на руку, на гапит, на нитку.
Педагог садится за детский стол, перед ним полукругом садятся дети. Дети не должны видеть игрушки, которыми педагог будет показывать спектакль. Педагог, не маскируя руки, на глазах у детей берёт игрушки, передвигает их и говорит за них.
Такой спектакль игрушек, несмотря на большую простоту и примитивность, не лишён театральности; и малыши, и дети старшего возраста смотрят его с большим интересом.
Для спектакля рекомендуется брать сценки, специально написанные для показа их игрушками: «Матрёшка и Катя», «Игра в прятки», «Приключения игрушек» и другие. Подобные сценки для театра кукол можно придумывать самим или использовать отдельные сюжеты из детской литературы. Только надо помнить, что содержание их должно быть предельно простым, без трудных, невыполнимых для игрушек действий и движений.
Спектакль игрушек рассчитан на небольшую группу детей. Его показывают не в зале на празднике, а в групповой комнате.
Цель таких показов – развлечь и порадовать детей, сделать для них куклу более интересной, помочь им внести разнообразие в их игровую деятельность.
Теневой театр
Теневой театр является радостным и желанным развлечением. Дети очень любят смотреть, как движутся фигурки людей, животных и птиц на ярко освещённом экране.
Сказку, рассказ, стихотворение, песню можно сопровождать показом теней. Выразительное исполнение музыкальных и литературных произведений при умелом показе вызывает у детей самые разнообразные эмоции.
Сценой теневого театра является экран. Раму-ширму теневого театра делают из дерева или толстого картона и украшают орнаментом. Экран обтягивают тонким белым материалом. При показе фигурки теневого театра плотно прижимают к материалу с обратной стороны экрана. Сзади экрана помещают источник света. Силуэты фигурок делают из тонкого картона и окрашивают в чёрный цвет с одной стороны. Некоторые части силуэтов (рука, нога, голова и т.д.) можно сделать подвижными (прикрепить нитками или проволокой). Подёргивание за ниточку приводит в движение фигурку: опускается или поднимается рука, голова и т.д.
При показе силуэтов рука кукловода не должна быть видна. Поэтому каждая фигурка должна иметь дополнительную часть, за которую держат эту фигурку.
Много интересных, любимых детьми сказок и других литературных произведений можно показать в теневом театре.
Экран для теневого театра (размеры даны в см)
Театр на фланелеграфе
Иллюстративное показывание с фланелеграфом дети слушают и смотрят с большим интересом. Их поражает необычность зрелища: картинки не падают, держаться на доске, как волшебные. Старшие дети сразу начинают интересоваться техникой изготовления картинок и самого фланелеграфа. Дети ещё больше удивляются, когда педагог им говорит, что такой театр картинок они сами могут показать малышам. Дети с увлечением начинают готовиться к предстоящему спектаклю.
Для иллюстративного показывания с фланелеграфом детьми старшего возраста можно рекомендовать следующие литературные произведения: «Игрушки» А. Барто, «Игрушки» А. Ахундовой, «Что такое хорошо и что такое плохо?» В. Маяковского, «Весёлый счёт» С. Маршака, «Ничего тебе не дали» Н. Найдёновой, «Таня потерялась» З. Александровой, «Жил на свете слонёнок» Г. Цыферова, «Лесенка» Е. Шабал.
Дети должны знать эти произведения наизусть. Каждое произведение могут рассказать и показать сразу несколько детей.
Для этого вида театра вам понадобится кусок фанеры, обшитый мягкой фланелью (лучше в два слоя) – это экран. Картинки для показа можно рисовать самим (это сюжеты или герои из сказок, рассказов), а можно вырезать из старых книг, которые уже не подлежат реставрации. Их наклеивают на тонкий картон, а с обратной стороны также наклеивают фланель.
Эти картинки можно раскладывать и двигать на столе, а если к фигурке прикрепить палочку (гапит), то можно играть спектакль, используя как ширму край стола. Возможен и другой вариант: к верхней части картинки крепится нитка (картинка в этом случае рисуется с двух сторон) и двигают картинку у поверхности пола, стола….
Ролевой театр
Это театр, где дети берут на себя роль выбранного персонажа. Дети с помощью взрослого или самостоятельно разыгрывают стихотворения, загадки, небольшие сказки, инсценируют песни.
Для лучшей наглядности детям нужны костюмы. Их можно купить в магазине или сшить самим. В детском саду в каждой группе или в домашних условиях желательно иметь костюмерную, где костюмы сшиты руками родителей и детей. Если не умеете шить, то вместе с детьми сделайте маски различных персонажей, декорации и бутафорию.
Формы работы с детьми
Фронтальные занятия
Занятия подгруппами
Индивидуальные занятия
Беседа о театре
Экскурсия в театр
Рассматривание картин о театре
Чтение художественной литературы о театре
Моделирование ситуации «Мы в театре»
Участие в праздниках и развлечениях
Приглашение в детский сад профессиональных актёров театра
Привлечение к изготовлению кукол, атрибутов