Версия для слабовидящих
Детский сад № 1
  • Главная
  • Новости
  • Для родителей
  • Фотогалерея
  • Учредитель
  • Права ребенка

Причины речевых нарушений

Глубоко ошибочно мнение родителей, которые считают, что личностные особенности и отклонения в развитии детей возникают и формируются после рождения. На самом деле все происходит намного раньше, в период внутриутробного развития плода.
Нередко случается, что беременность не была запланирована и в первые месяцы будущая мама даже не догадывается о случившемся и порой до­пускает употребление алкоголя, никотина; приме­няет в быту или на работе различные химические вещества, неблагоприятно влияющие на организм будущего ребенка; переживает психические потря­сения и переносит различные заболевания. Эти фак­торы очень важны, так как именно в первом триместре беременности у эмбриона закла­дывается лицевая область головы, органы слуха и зрения, полости носа и рта.
Беременной женщине необходимо контролиро­вать работу сердечно-сосудистой и эндокринной си­стем, а также предохраняться от вирусных и инфек­ционных болезней, так как вирусы и бактерии мгно­венно размножаются в организме матери и вызыва­ют сильнейшие нарушения в развитии мозга плода. Следствием этого являются такие речевые наруше­ния, как дизартрия(расстройство речи (артикуля­ции), выражающееся в затрудненном произношении отдельных звуков, слогов и слов), нередко на фоне ДЦП (детский церебральный паралич— это группа двигательных, речевых и психических нарушений вследствие поражения головного мозга во внутриут­робный, родовой или послеродовой период), алалия (отсутствие или ограничение речи из-за недоразви­тия или поражения речевых зон больших полуша­рий головного мозга), неврозоподобная форма заика­ния(вследствие недоразвития клеток мозга).
Женщина во время беременности должна пра­вильно питаться, так как недостаток или, наоборот, избыток тех или иных питательных веществ и мик­роэлементов может оказать неблагоприятное воздей­ствие на плод.
Таким образом, будущая мать должна очень бе­режно относиться к своему организму на протяже­нии всего срока вынашивания ребенка, вести здоро­вый образ жизни, соблюдать правила питания и общей гигиены, выполнение которых способствует нормальному развитию плода и подготовке женщи­ны к родам.
1.     Во время беременности женщине следует избегать физического переутомления, поднятия и перено­са тяжестей, работы в ночных сменах. Умеренный труд благотворно влияет на физическое и психи­ческое состояние.
 
2.     Рекомендуется длительное пребывание на свежем воздухе, но без утомительных прогулок. В летнее время полезно выезжать за город.
 
3.     Сон должен длиться не менее 8—9 часов в сутки, днем — желательно не более 2-х часов.
 
4.     Полезно делать специальную легкую физическую гимнастику.
 
5.     Следует избегать термовоздействий — переохлаж­дений, сильной жары и духоты.
 
6.     Следует носить удобную одежду и обувь.
 
7.     Очень важно избегать инфекционных заболева­ний и психических стрессов.
С рождением ребенка ответственность за его нервно-психическое, физическое и речевое разви­тие ложится на обоих родителей. Возникновение отклонений в развитии находится в прямой зави­симости от того, как ребенок развивался в наибо­лее важный для него период — от одного года до трех лет.
 
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА НА ТРЕТЬЕМ ГОДУ ЖИЗНИ
 
На третьем году жизниребенок уже хорошо сохраняет равновесие, когда стоит, ходит, когда ловит или бросает мяч. Малыш может ходить, держа предмет в одной руке. Дети этого возраста различают цвет, форму, величину и массу предме­та, складывают разрезную картинку из двух частей. Мелкая моторика совершенствуется: ребенок уже использует вилку, ложку, начинает самостоятельно есть.
Для нормального речевого развития характерно активное общение с окружающими при помощи раз­вернутых фраз из 3-4 и более слов и употребление знакомых слов в нескольких грамматических фор­мах, например: дай— дает— не дам, киса— кису— кисеи т.д. Ребенок уже хорошо понимает обращен­ную к нему речь и содержание сказок. Для детей тре­тьего года жизни речь — это основной способ позна­ния мира, формирования мышления.
У ребенка на третьем году жизни возрастает по­требность в общении со взрослыми и сверстниками. Малыш начинает понимать простые вопросы, напри­мер: Где кошка?, Куда ты положил мяч?и др. Интерес к окружающим предметам побуждает его обращать­ся ко взрослым с вопросами типа: Что это?, Зачем?, Куда?, Когда?и т.п.
Словарный запас в конце третьего года по срав­нению с предыдущим возрастом увеличивается в 3-4 раза. Ребенок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, то есть тех объектов, ко­торые находятся в ближайшем его окружении. На третьем году жизни ребенок начинает шире пользо­ваться глаголами, прилагательными, обозначающи­ми не только размеры предметов, но и их цвет, фор­му, качество, например: красный, зеленый, круглый, длинный, плохой, хороший, чистый, горячий, сладкий и др.
Речь детей к концу третьего года жизни характе­ризуется появлением сложных предложений: снача­ла сложносочиненных, а позже — сложноподчинен­ных. Ребенок начинает воспринимать простые по содержанию и небольшие по объему сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному. «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят» — эти произведения дос­тупны пониманию детей, но при пересказе они спо­собны лишь договаривать за взрослыми отдельные слова, либо группы слов. Небольшие тексты, мно­гократно прочитанные, малыши почти полностью запоминают наизусть, самостоятельно же построить связный пересказ они, как правило, не могут, хотя некоторые к концу третьего года легко справляются и с таким заданием.
Ребенку на данном возрастном этапе становит­ся доступным отгадывание простых загадок, если в тексте содержится ответ, например знакомые зву­коподражательные слова: Му-у, молока кому? Кто это?и др.
Несмотря на все достижения в развитии речи, дети еще недостаточно отчетливо и правильно про­износят многие слова, поэтому их речь в целом не всегда понятна окружающим, например сложные по артикуляции согласные звуки: ш, ж, т, щ, с, з, ц, л, р — они заменяют на более простые.
 
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА НА ЧЕТВЕРТОМ ГОДУ ЖИЗНИ
 
На четвертом году жизнидети уже могут высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей их действительности, уста­навливать зависимость между ними, делать умозак­лючения. Однако в общем и речевом развитии у де­тей могут быть индивидуальные различия: одни в три года достаточно хорошо владеют речью, а у других она еще далека до совершенства.
   Малыши легко идут на контакт даже с незнако­мыми людьми, так как у них велика потребность по­знавать окружающий мир. Поэтому они постоянно задают вопросы: Как называется это?, Зачем?, Для чего?и т.п., но из-за неустойчивости внимания мо­гут не дослушать ответ до конца. Примерный объем словаря детей в это время составляет 1500-2000 слов различных частей речи. Однако малыши испытыва­ют трудности при передаче содержания сказки или при описании события, участниками которого они являлись, потому что в их словаре отсутствуют обоб­щающие слова, например: одежда, овощии другие; а также слова-названия частей предметов. В этот пе­риод у детей бурно развиваются словообразователь­ный навык и умение изменять слова для составле­ния предложений, что описано в литературе как «детское словотворчество»  (К.И. Чуковский «От двух до пяти»). Так, нередко они употребляют слова, ко­торых нет в родном языке, к примеру, «копатка» вме­сто лопаткаи т.д. Малыши стремятся осознать на­звания предметов и действий по-своему.
Показатель правильного развития детской речи — появление способности у ребенка после трех лет оце­нивать свое и чужое произношение. Большинство де­тей правильно произносят такие трудные звуки, как ы, э, х,приближают к норме произношение твердых согласных с, з, ц;нередко в речи малышей появляют­ся согласные ш, ж, ч, щ, л, р.
Каждый артикулярно сложный звук усваивается ребенком в несколько этапов. Так, например произ­ношением звука жребенок овладевает не сразу, а сначала заменяет его на более легкие по артикуля­ции звуки: на д̓потом на з̓, далее на з. Следователь­но, в разные возрастные периоды слово жукбудет звучать в детской речи как «дюк», «зюк», потом «зук» и,     наконец, «жук». Но и после овладения правиль­ным произношением звука жребенок будет еще ка­кое-то время в связной речи по-прежнему заменять его на з, пока не овладеет стойким навыком произ­ношения. А научившись правильно произносить жв связной речи, ребенок начнет употреблять его вмес­то звука з, произнося «жуб» вместо зуб.В таких слу­чаях родители должны помочь ребенку. Постепенное усвоение звуковой системы языка свойственно всем без исключения детям и носит название «возрастное косноязычие» или «воз­растная дислалия».
Чтобы родителям было удобнее следить за сво­евременностью появления в речи ребенка различных звуков, приводим таблицу, в которой даны пример­ные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.
                                                                                        Таблица
 
0 – 1 год1 – 2 года2 – 3 года3 – 4 года 4 – 5 лет
 
а, у, и,
п, б, м
 
о,
н, т̓, д̓,
т, д, к, г, х
в, ф
 
й, л̓, э, с̓
 
й
с, з, ц
 
 
ш, ж, ч, щ
л, р, р̓
 
 
 
 
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА НА ПЯТОМ ГОДУ ЖИЗНИ
 
Увеличение активного словаря (2500-3000 слов к пяти годам) дает возможность ребенку полнее стро­ить высказывания, точнее излагать мысли. Но уве­личение словаря и развитие связной речи нередко приводят к тому, что дети начинают чаще допус­кать грамматические ошибки, например неправиль­но изменяют глаголы («хочут» вместо хотят),не согласовывают слова в роде, в числе.
В этом возрасте велико тяготение к рифме. Де­тям нравится играть со словами, рифмовать их и создавать собственные стихи. Такое стремление за­кономерно, игры со словами способствуют разви­тию у ребенка речевого слуха, и взрослым их сле­дует поощрять.
У малышей этого возраста значительно улуч­шается звукопроизношение, полностью исчезают ошибки в произношении мягких согласных звуков вместо твердых, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Однако малыши могут испытывать трудности при произнесении слов с согласными звуками с, з, ш ,р, р̓л, л’,например: Лара, пластилин, вытиралаи других, и особенно слов, насыщенных одновременно шипя­щими и свистящими согласными, например: сапож­ки, Caшaи др.
Родителям важно помнить, что дети учатся гово­рить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребенок будет общаться о взрослыми и свер­стниками, тем быстрее и качественнее будет разви­ваться его речь.
Речь взрослых должна быть:
·       четкой, неторопливой
·       доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями;
·       грамотной, то есть не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.
Речь взрослых — образец для детей. При отсут­ствии такого образца, сокращении и обеднении об­щения между ребенком и взрослыми, нормальное речевое и психическое развитие замедляется и даже прекращается. Специалисты выявляют у таких детей задержку речевого и психического развития. Поэто­му очень важно общаться с ребенком, играть с ним, читать ему стихи и сказки.
В то же время не следует оценивать как положи­тельное явление случаи раннего речевого развития. Так, если у ребенка первые слова появляются до од­ного года, от года и пяти месяцев до года и восьми месяцев сформирована фраза, а от двух лет до двух лет и пяти месяцев он начинает говорить разверну­тыми фразами, ускоренным темпом, как бы «захле­бываясь», то все это может повлечь за собой невроти­ческую форму заикания. Такого малыша нельзя «пере­гружать» речевым общением, напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации.
    Главная роль в коррекции речи ребенка раннего возраста принадлежит матери, и от того, насколько она готова к его воспитанию, к проведению с ним коррекционных занятий, будут зависеть результаты развития малыша и психологический климат в семье. Своевременная диагностика, а также коррекци­онно-педагогическое, медицинское воздействие на раннем этапе развития позволяют ребенку с речевыми нарушениями к 4-6-и годам приблизить­ся к возрастной норме по уровню общего и речевого развития.
 
 
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ
 
С первых проявлений речи, именуемых гулением, в два-три месяца, необходимо всячески поддержи­вать радостное, улыбчивое состояние ребенка, но не переутомляя его нервную систему. Малыш начинает прислушиваться к окружающим звукам; мелодичные звуки вызывают у него чувство удовлетворения, улыбку, а резкие (сердитый голос и т.д.) — плач. Сле­дует поддерживать появляющийся у него лепет как здоровую основу будущей речи. Родители могут раз­говаривать с ребенком, повторять его лепетные зву­ки (да-да, ба-баи др.), вызывая этим у него радост­ные чувства, стремление подражать им.
Несколько позже, к шести месяцам, можно таким же способом вызвать у малыша повторение отдель­ных слов: папа, мамаи др. В это время начинается разговор с ребенком. В дальнейшем, с семи до деся­ти месяцев, для развития понимания речи следует называть громко, четко все, что привлекает внимание ребенка. Например, при встрече с кошкой мама ска­жет: Это киса. Киса, киса, мяу-мяу. Киса брысь!и т.д. Можно петь ребенку песенки с хлопаньем в ладоши, а затем научить его самого хлопать: поиграть (напри­мер: Дай ручку!, До свиданья!и т.д.).
Тренировка тонких движений пальцев рук ока­зывает большое влияние на развитие активной речи ребенка, так как речевой центр находится в коре головного мозга в одной области с двигатель­ным. Сначала развиваются движения пальцев рук, а когда они достигают достаточной точности, на­чинается развитие речи. Так что работу по трени­ровке пальцев можно начинать, когда у ребенка появляется лепетная речь, то есть с шести-семи месяцев.
В этот период полезно делать массаж (поглажи­вать кисти рук в направлении от кончиков пальцев к запястью) и упражнения (брать каждый пальчик ребенка по отдельности в свои пальцы, сгибать и раз­гибать его). Делать так надо ежедневно 2-3 минуты. С десятимесячного возраста следует давать ребенку перебирать сначала крупные предметы, затем более мелкие. Для этой цели хороши, например, деревян­ные раскрашенные бусы, сделанные из настольных счетов и нанизанные на нитку.
В это же время, развивая у ребенка понимание речи, можно учить его выполнению некоторых са­мых простых поручений, просьб, например: Дай иг­рушку,!, Дай кису!, Садись!и т.д.
Когда ребенок произнесет первое слово (пример­но в десять-двенадцать месяцев), наступает самый ответственный этап участия матери и окружающих в развитии речи ребенка.
При разговоре с ребенком, необходимо не торо­пясь достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующими смыслу слова ин­тонацией и темпом, четко выделять ударный слог (поэтому нельзя растягивать слово по слогам, так как при этом теряется ударение). Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, то есть, произнося его, одновременно надо обратить внимание малыша на соответствующий предмет или действие и назвать несколько раз то, что он видит. Так закрепляется связь между названием предмета (словом) и самим предметом. Когда ребенок сам произносит новое сло­во или предложение, надо с радостью повторить ска­занное им, похвалить: он охотнее будет разговари­вать, и развитие речи пойдет быстрее.
Для развития речи полезны игры. Например, взрослый вынимает из мешочка или коробочки раз­ные предметы и игрушки, произнося, например: Это что? Это собачка — ав-ав. Посмотрим собачку. Хоро­шая собачка(погладить ее). На собачку. Дай собачку и т.д.    То же самое можно говорить, рассматривая кар­тинки с изображениями птиц, животных. Очень по­лезно воспроизводить звуки, ими издаваемые, чтобы ребенок запоминал и впоследствии сам произносил эти звукоподражания.
В дальнейшем, в течение второго года жизни ма­лыша, надо чаще применять речевые игры, инсцени­ровать сказки, используя звукоподражания.
После двух лет можно усложнять игры, пополняя словарь малыша новыми словами. Уже следует оту­чать ребенка пользоваться «детскими», лепетными словами. Взрослым желательно в разговоре с ребен­ком употреблять обычные: кошка, корова, собакаи так далее, односложные предложения заменять двух- и трехсловными; помогать ему вместо жестов пользо­ваться словами. Например, если малыш, желая полу­чить мяч, указывает на него рукой, надо сказать: Ты хочешь мяч? Скажи: дай мне мячи т.д.
В этом возрасте уже нужно учить детей правиль­ному, четкому произношению звуков, слогов и слов. Хорошо для этого подходят игры с движением. На­пример:
·        «Машина». Ребенок стоит на месте, руками крутит руль и произносит би-би,
·       «Барабанщик». Ребенок марширует, ударяет в барабан и произносит ба-ба-ба.
Игру с ребенком, действия при его умывании, одевании, кормлении полезно сопровождать слова­ми песенок и потешек. Постепенно малыш начина­ет их узнавать, а позднее сам приговаривать. Наи­более любимы детьми песенки игрового характера: «Пальчик-мальчик», «Водичка, водичка». Благодаря прослушиванию потешек, словарь ре­бенка пополняется новыми словами (например: щет­ки, роток, глазкии др.), развивается умение строить предложения.
Наблюдения за природными явлени­ями, птицами, животными тоже можно сопровож­дать чтением стихотворных текстов. От этого детс­кие впечатления станут более яркими и точными. Например, радость ребенка при виде неожиданно выглянувшего солнца станет еще больше, если в это время он услышит слова песенки «Солнышко-ведрышко».
Читая потешки («Курочка-рябушечка», «Кисонька-мурысенька» и др.), можно учить малышей зву­коподражанию птицам и животным.
Инсценирование сказок («Репка», «Теремок», «Колобок» и др.) с помощью игрушек, настольного или кукольного театра помогает детям понять их смысл.
Чем чаще родители будут разговаривать с ребен­ком, разумеется, не переутомляя его, и доступным, правильным языком рассказывать ему сказки; разу­чивать вместе с ним стихотворения, потешки; играть, тем скорее он овладеет правильной речью.
     В следующем разделе приводятся образцы рече­вого материала, которым можно пользоваться для формирования у малышей правильной речи.
 
 
 
 
 
 
 
РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ
ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ РЕЧИ
Работа над звуками
ЗВУК [С]
1.     Учимся правильно произносить звук в слоге
са — аса — ас
сы — исы — ис
су — усу — ус
сэ — эсэ — эс
со — осо — ос
2.     Учимся правильно произносить звук в слове
Сад, сам, сани, оса, коса, лиса, салат, сады.
Сом, сок, сода, песок, носок, голосок, волосок.
Сук, суп, сумка, посуда, сугроб, рисунок.
   Сын, сыр, осы, бусы, усы, косынка, волосы.
   Каска, масло, киоск, космос, пусто, вкусно, выставка.
 
3.     Учимся правильно произносить предложения
Саня идет в сад.
У Сони сумка.
У сома усы.
Самолет летит высоко над лесом.
На соломе сидит собака.
4.  Читаем и учим стихи (по выбору детей)
 
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.
 
Купим мы с тобой фасоль,
Купим лист капустный,
Не забудем мы и соль,
Суп посолим вкусный.
ЗВУК [З]
 
1.    Учимся правильно произносить звук в слоге
за — аза
зэ — эзэ
зы — изы
зо — озо
зу — узу
2.     Учимся правильно произносить звук в слове
 
Зал, запад, запах, указать, фазан, показать, зов, зона.
 Газон, узор, золото, зонтик.
Зубы, везу, язык, пузырь, музыка, зубной.
Азбука, поздно, воздух, язва, узда, узлы, гнездо.
 
3.     Учимся правильно произносить предложения
 В гнездах дрозды.
 В поезде везут заказные письма.
 Зоя мыла грязную вазу и разбила ее.
 
4.     Читаем и учим стихи
 
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
 
 
ЗВУК [Ц]
 
1.    Учимся правильно произносить звук в слоге
ац, иц, эц, оц, уц
ца — аца
цы — ицы
це — эце
2.     Учимся правильно произносить звук в слове
Паяц, шприц, боец, отец, конец, певец, леденец.
Овца, цапля, цирк, концы, цеп, оценка, певица.
3.     Учимся правильно произносить предложения
Продавец продал перец.
Братец ест леденец.
Бойцы охраняют границы.
На пальце царапина.
4.     Читаем и учим стихи
Цып — цыпленок, молодец,
Не боится он овец.
И совсем ни капли
Не боится цапли.
 
 
 
 
Дифференциация звуков [С]— [З] — [Ц]
 
1.    Учимся правильно произносить звук в слоге
 
са – за – ца
сы – зы – цы
аса – аза – аца
эсэ – эзэ – эцэ
са – ца
ас – ац
за – ца
сы- цы
ас – ац
ис – иц
сэ – цэ
 
2.     Учимся правильно произносить звук в слове
Синица, сахарница, письмецо, месяц, солнце, засуха, сазан, смазать, завеса, связать, запись.
3.     Учимся правильно произносить словосочетания и предложения
 
Целый стакан.
Пестрая курица.
Смелые бойцы.
Лиза, посади Соню сзади.
У Зои синие глаза и русая коса.
4.     Читаем и учим загадку и стихи (по выбору детей)
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.
В небе месяц серебрится,
Спят в кустах тетерева.
Над поляной кружит птица
Остроклювая сова.
Мне мама косу заплела,
Связала лентой сзади.
Я книжки новые взяла
 И чистые тетради.
 
 
 
 
ЗВУКИ[Л],[Л ̓]
 
1.                Учимся правильно произносить звук в слоге
 
ла — ала — ал
лы — илы — ил
лэ — элэ — эл
 ло — оло — ол
лу — улу — ул
ля — аля — аль
ли — или – иль
ле – эле – эль
 лё — олё — оль
лю — улю — уль
 
2.     Учимся правильно произносить звук в слове
Лак, лапа, дела, мала, палатка, глаза, сожгла.
Лоб, ложка, болото, блок, слон, площадь, флот.
Лужа, шалун, голубь, блузка, служить, каблук.
 Мал, бокал, жалко, писал, галстук, металл.
Пол, волк, полка, молния, гулко, уснул, бутылка.
Медаль, пальма, поляна, коляска, почтальон.
Ольга, фасоль, летчик, селедка, пленка, клен.
Мыльный, килька, метель, дельфин, лейка, клетка.
 
3.     Учимся правильно произносить предложения
 
На елке Павел увидел белку.
Стул упал на пол.
Мила пила молоко.
Володя едет на велосипеде.
Люда маленькая.
У пальто оторвали хлястик.
 
4.    Читаем и учим загадки и стихи (по выбору детей)
 
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
 
 
Все бело, бело, бело,
Много снегу намело.
 
Солдатик оловянный жил,
Он пел, шутил и не тужил.
Он воевал, не уставал,
И падал сам и сам вставал.
 
Дифференциация звуков [Л]— [Л ̓]
 
Читаем и учим стихи и потешки (по выбору детей)
 
Лепим мы из пластилина:
Льва и львенка лепит Лина,
Лепит олененка Оля,
А павлина лепит Коля.
 
Вот шалун шалил, шалил,
Себе пальчик занозил.
 
Лиса по лесу ходила, лиса голосом вопила,Лиса лычки драла, лиса лапотки плела.
 
ЗВУКИ [Р], [Р ̓]
1.    Учимся правильно произносить звук в слоге
ра — ара — ар
ря — аря — арь
ры — иры — ир
ри — ири — ирь
рэ — эрэ — эр
ре — эре — эрь
ро — оро — ор
рё — орё — орь
ру – уру – ур
рю – урю – урь
 
2.     Учимся правильно произносить звук в слове
 
Травка, матрац, рана, радио, парк, комар, шар.
Трубка, трудный, ручка, русский, урна, Мурка.
Метро, патрон, урок, мороз, родина, порт, двор.
Моряк, рябчик, рядом, сухарь, фонарь, токарь.
Рита, перина, говорить, пузырь, богатырь, снегирь.
Репка, орех, речка, кресло, рёва, берёза, брюки.
 
3.     Учимся правильно произносить предложения
 
На траве дрова.
В трамвае сидят трое.
Вот Вера и Мара.
 У Веры шары и у Мары шары.
В корзине арбузы.
Зимой в парке горка.
У Бори фонарик.
Варя режет редиску.
Рита делает зарядку.
У реки кудрявые березы.
 
4.     Читаем и учим стихи (выбору детей)
 
- Егор, Егор, укажи свой двор.
- А вот мой двор, розовый забор.
В небе гром, гроза; закрывай глаза.
Дождь прошел, трава блестит, в небе радуга стоит.
 
 
Посмотрите на Иринку:
Ест Иринка мандаринку.
Съест Иринка мандаринку —
Бросит корочки в корзинку.
 
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ  [Р] - [Л] - [Р’] - [Л’]
 
Читаем и учим потешки и стихи (по выбору детей)
 
Хитрый кот по кличке Прошка
Опрокинул сливок плошку.
Рассердился он на лапку,
Неуклюжие царапки.
 

Как сверлом сверлил сверчок,
Просверлил — и вдруг молчок.
 
 
Взял Егор топор, с топором пошел во двор.
Стал чинить Егор забор, потерял Егор топор.
 
Взяли грабли и лопатки,
В огород пошли ребятки.
Тут копают, там рыхлят,
Убирают мусор с гряд.
 
 
ЗВУК [Ш]
1.    Учимся правильно произносить звук в слоге
 
ша — аша — аш
ше — эше — эш
шу — ушу — уш
ши — иши — иш
шо — ошо — ош
2.     Учимся правильно произносить звук в слове
 
Шаг, шапка, Маша, лошадка, шкаф, штык.
Шина, шить, пиши, камыш, школа, шла.
Шуба, шутка, мишутка, штука, шкура, шнур.
Башня, кашка, ладошка, окошко, мушка, вишня.
 
3.     Читаем и учим потешки (по выбору детей)
 
Тише, мыши, мыши, тише!
Кот пришел на нашу крышу.
Петушок, петушок,
Отдай Маше гребешок.
 
Мы кормили нашу Машу:
Маша, Маша, кушай кашу!
 
ЗВУК [Ж]
1.    Учимся правильно произносить звук в слоге
 
жа — ажа
же — эже
жу — ужу
жи — ижи
жо — ожо
 
2.     Учимся правильно произносить звук в слове
 
Жаба, жаль, ежата, бежать, ждать, кожа, лежа.
Жук, лежу, журнал, вяжу, дружу, покажу.
 
3.     Читаем и учим чистоговорки и стихи (по вы­бору детей)
 
У ужа ужата, у ежа ежата.
 
Не живут ужи, где живут ежи.
 
Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет.
Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди.
ЗВУК [Щ]
1.    Учимся правильно произносить звук в слоге
 
ща — аща — ащ
ще — эще — эщ
щи — ищи — ищ
щё — ощё — ощ
щу — ущу — ущ
2.     Учимся правильно произносить звук в слове
 
Гуща, пища, обещать, пищать, угощать, прощать.
 Щука, щупать, щит, вещи, ящик, щипать, щавель.
 
3.     Читаем и учим чистоговорку и стихи (по вы­бору детей)
 
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.
Щеткой чищу я щенка
Щекочу ему бока.
 
Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой — башмаки,
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.
 
 
ЗВУК [Ч]
1.    Учимся правильно произносить звук в слоге
 
ач — ча — ача
ич — чи — ичи
оч — чё — очё
эч — че — эче
уч — чу — учу
 
2.     Учимся правильно произносить звук в слове
 
Мяч, богач, калач, значки, чай, чайка, мочалка.
Дочь, ночь, кочка, почка, бычок, плечо, волчонок, пчелка.
Луч, Жучка, кучка, мучной, чудо, кричу, дочурка.
3.     Учимся правильно произносить словосочетания и предложения
У девочки калач.
Ванечка на речке.
Мальчик с пальчик.
На чемодане чехол.
Белочка прыг на елочку.
Снесла курочка яичко.
Нину лечили врачи.
На дворе мычал бычок.
 
4.     Читаем и учим стихи (по выбору детей)
 
Ручеек, ручеек, дай водички на чаек.
Мы чаек горячий будем пить на даче.
Пить с печеньем, с калачом, и пирог испечем!
 
Девочки и мальчики прыгают, как мячики.                                                     Мальчики и девочки кружатся, как белочки.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ  [С],[З] - [Ш], [Ж]
 
1.    Учимся правильно произносить звук в слоге
 
са — ша
за — жа
 аша — аса
 ажа — аза
ас — аш
 аза — ажа
 
2.     Учимся правильно произносить звук в слове
 
Саша, шесть, спешить, слушать, старушка.
Зажать, заслужить, забежать, желтизна.
 
3.     Учимся правильно произносить предложения и скороговорку
 
У Саши машина.
У Сашеньки босоножки.
Женя заслужил награду.
Пес лежал и лизал ранку.
Саша, Женя и Лиза спят.
Зимняя стужа сковала лужу.
У Жени душистые зеленые ландыши.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
 
 
 
 
Развитие мелкой моторики
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот вся моя семья.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
 
Детям после трех лет становятся доступны следу­ющие позиции пальцев рук:
 
•       «гусь» — рука опирается локтем о стол, кисть руки — голова гуся. «Гусь щиплется» — кончик большого пальца смыкается с кончиками осталь­ных пальцев
 
•       «коза» — указательный и мизинец выпрямлены, а большой сжимает средний и безымянный
 
•       «кольцо» — большой и указательный прижима­ются концами друг к другу
 
•       «зайка» — указательный и средний выпрямлены, а большой сжимает безымянный и мизинец
 
•       «ножницы» — та же позиция, но указательный и средний, двигаясь, «режут».
Тренировку мускулатуры кисти руки ребенка можно начинать с простого упражнения: сжимать пальцы в кулак, затем разжимать их, можно исполь­зовать пористую губку или мочалку (сжимать ее).
Помогают развивать тонкую моторику рук игры со всевозможными пирамидками, конструкторами, лего-конструктором, мозаикой, палочками для вык­ладывания узоров по образцу.
После пяти лет детям доступны упражнения:
•       ладонь — кулак — ребро (на столе);
•       ладонь на столе, пальцы врозь, затем — вместе;
•        «пальцы здороваются» (обе руки вместе);
•        «человечек» (указательный и средний пальцы «бегут»);
•        «очки» (пальцами двух рук «кольца»).

Сведения об образовательной организации

  • Основные сведения
  • Структура и органы управления образовательной организацией
  • Образование
  • Документы
  • Образовательные стандарты и требования
  • Руководство. Педагогический состав
  • Материально техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
  • Стипендии и иные виды материальной поддержки
  • Платные образовательные услуги
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
  • Доступная среда
  • Международное сотрудничество
  • Полезные ссылки
  • Антикоррупционная деятельность
  • Группа компенсирующей направленности
  • Контакты и обратная связь
  • Безопасность
  • Безопасность дорожного движения
  • Вы здесь:  
  • Главная
  • Для родителей
  • Причины речевых нарушений

Правительство Камчатского края

Правительство Камчатского края

Министерство образования и науки РФ

Министерство образования и науки РФ

Администрация Вилючинского ГО

Администрация Вилючинского ГО

© 2011 - 2023 Детский сад № 1 "Кораблик".

  • Карта сайта
Go Top