Нередко случается, что беременность не была запланирована и в первые месяцы будущая мама даже не догадывается о случившемся и порой допускает употребление алкоголя, никотина; применяет в быту или на работе различные химические вещества, неблагоприятно влияющие на организм будущего ребенка; переживает психические потрясения и переносит различные заболевания. Эти факторы очень важны, так как именно в первом триместре беременности у эмбриона закладывается лицевая область головы, органы слуха и зрения, полости носа и рта.
Беременной женщине необходимо контролировать работу сердечно-сосудистой и эндокринной систем, а также предохраняться от вирусных и инфекционных болезней, так как вирусы и бактерии мгновенно размножаются в организме матери и вызывают сильнейшие нарушения в развитии мозга плода. Следствием этого являются такие речевые нарушения, как дизартрия(расстройство речи (артикуляции), выражающееся в затрудненном произношении отдельных звуков, слогов и слов), нередко на фоне ДЦП (детский церебральный паралич— это группа двигательных, речевых и психических нарушений вследствие поражения головного мозга во внутриутробный, родовой или послеродовой период), алалия (отсутствие или ограничение речи из-за недоразвития или поражения речевых зон больших полушарий головного мозга), неврозоподобная форма заикания(вследствие недоразвития клеток мозга).
Женщина во время беременности должна правильно питаться, так как недостаток или, наоборот, избыток тех или иных питательных веществ и микроэлементов может оказать неблагоприятное воздействие на плод.
Таким образом, будущая мать должна очень бережно относиться к своему организму на протяжении всего срока вынашивания ребенка, вести здоровый образ жизни, соблюдать правила питания и общей гигиены, выполнение которых способствует нормальному развитию плода и подготовке женщины к родам.
1. Во время беременности женщине следует избегать физического переутомления, поднятия и переноса тяжестей, работы в ночных сменах. Умеренный труд благотворно влияет на физическое и психическое состояние.
2. Рекомендуется длительное пребывание на свежем воздухе, но без утомительных прогулок. В летнее время полезно выезжать за город.
3. Сон должен длиться не менее 8—9 часов в сутки, днем — желательно не более 2-х часов.
4. Полезно делать специальную легкую физическую гимнастику.
5. Следует избегать термовоздействий — переохлаждений, сильной жары и духоты.
6. Следует носить удобную одежду и обувь.
7. Очень важно избегать инфекционных заболеваний и психических стрессов.
С рождением ребенка ответственность за его нервно-психическое, физическое и речевое развитие ложится на обоих родителей. Возникновение отклонений в развитии находится в прямой зависимости от того, как ребенок развивался в наиболее важный для него период — от одного года до трех лет.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА НА ТРЕТЬЕМ ГОДУ ЖИЗНИ
На третьем году жизниребенок уже хорошо сохраняет равновесие, когда стоит, ходит, когда ловит или бросает мяч. Малыш может ходить, держа предмет в одной руке. Дети этого возраста различают цвет, форму, величину и массу предмета, складывают разрезную картинку из двух частей. Мелкая моторика совершенствуется: ребенок уже использует вилку, ложку, начинает самостоятельно есть.
Для нормального речевого развития характерно активное общение с окружающими при помощи развернутых фраз из 3-4 и более слов и употребление знакомых слов в нескольких грамматических формах, например: дай— дает— не дам, киса— кису— кисеи т.д. Ребенок уже хорошо понимает обращенную к нему речь и содержание сказок. Для детей третьего года жизни речь — это основной способ познания мира, формирования мышления.
У ребенка на третьем году жизни возрастает потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Малыш начинает понимать простые вопросы, например: Где кошка?, Куда ты положил мяч?и др. Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами типа: Что это?, Зачем?, Куда?, Когда?и т.п.
Словарный запас в конце третьего года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3-4 раза. Ребенок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, то есть тех объектов, которые находятся в ближайшем его окружении. На третьем году жизни ребенок начинает шире пользоваться глаголами, прилагательными, обозначающими не только размеры предметов, но и их цвет, форму, качество, например: красный, зеленый, круглый, длинный, плохой, хороший, чистый, горячий, сладкий и др.
Речь детей к концу третьего года жизни характеризуется появлением сложных предложений: сначала сложносочиненных, а позже — сложноподчиненных. Ребенок начинает воспринимать простые по содержанию и небольшие по объему сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному. «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят» — эти произведения доступны пониманию детей, но при пересказе они способны лишь договаривать за взрослыми отдельные слова, либо группы слов. Небольшие тексты, многократно прочитанные, малыши почти полностью запоминают наизусть, самостоятельно же построить связный пересказ они, как правило, не могут, хотя некоторые к концу третьего года легко справляются и с таким заданием.
Ребенку на данном возрастном этапе становится доступным отгадывание простых загадок, если в тексте содержится ответ, например знакомые звукоподражательные слова: Му-у, молока кому? Кто это?и др.
Несмотря на все достижения в развитии речи, дети еще недостаточно отчетливо и правильно произносят многие слова, поэтому их речь в целом не всегда понятна окружающим, например сложные по артикуляции согласные звуки: ш, ж, т, щ, с, з, ц, л, р — они заменяют на более простые.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА НА ЧЕТВЕРТОМ ГОДУ ЖИЗНИ
На четвертом году жизнидети уже могут высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей их действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Однако в общем и речевом развитии у детей могут быть индивидуальные различия: одни в три года достаточно хорошо владеют речью, а у других она еще далека до совершенства.
Малыши легко идут на контакт даже с незнакомыми людьми, так как у них велика потребность познавать окружающий мир. Поэтому они постоянно задают вопросы: Как называется это?, Зачем?, Для чего?и т.п., но из-за неустойчивости внимания могут не дослушать ответ до конца. Примерный объем словаря детей в это время составляет 1500-2000 слов различных частей речи. Однако малыши испытывают трудности при передаче содержания сказки или при описании события, участниками которого они являлись, потому что в их словаре отсутствуют обобщающие слова, например: одежда, овощии другие; а также слова-названия частей предметов. В этот период у детей бурно развиваются словообразовательный навык и умение изменять слова для составления предложений, что описано в литературе как «детское словотворчество» (К.И. Чуковский «От двух до пяти»). Так, нередко они употребляют слова, которых нет в родном языке, к примеру, «копатка» вместо лопаткаи т.д. Малыши стремятся осознать названия предметов и действий по-своему.
Показатель правильного развития детской речи — появление способности у ребенка после трех лет оценивать свое и чужое произношение. Большинство детей правильно произносят такие трудные звуки, как ы, э, х,приближают к норме произношение твердых согласных с, з, ц;нередко в речи малышей появляются согласные ш, ж, ч, щ, л, р.
Каждый артикулярно сложный звук усваивается ребенком в несколько этапов. Так, например произношением звука жребенок овладевает не сразу, а сначала заменяет его на более легкие по артикуляции звуки: на д̓потом на з̓, далее на з. Следовательно, в разные возрастные периоды слово жукбудет звучать в детской речи как «дюк», «зюк», потом «зук» и, наконец, «жук». Но и после овладения правильным произношением звука жребенок будет еще какое-то время в связной речи по-прежнему заменять его на з, пока не овладеет стойким навыком произношения. А научившись правильно произносить жв связной речи, ребенок начнет употреблять его вместо звука з, произнося «жуб» вместо зуб.В таких случаях родители должны помочь ребенку. Постепенное усвоение звуковой системы языка свойственно всем без исключения детям и носит название «возрастное косноязычие» или «возрастная дислалия».
Чтобы родителям было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребенка различных звуков, приводим таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.
Таблица
0 – 1 год | 1 – 2 года | 2 – 3 года | 3 – 4 года | 4 – 5 лет |
а, у, и, п, б, м | о, н, т̓, д̓, т, д, к, г, х в, ф | й, л̓, э, с̓ | й с, з, ц | |
ш, ж, ч, щ л, р, р̓ |
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА НА ПЯТОМ ГОДУ ЖИЗНИ
Увеличение активного словаря (2500-3000 слов к пяти годам) дает возможность ребенку полнее строить высказывания, точнее излагать мысли. Но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводят к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо хотят),не согласовывают слова в роде, в числе.
В этом возрасте велико тяготение к рифме. Детям нравится играть со словами, рифмовать их и создавать собственные стихи. Такое стремление закономерно, игры со словами способствуют развитию у ребенка речевого слуха, и взрослым их следует поощрять.
У малышей этого возраста значительно улучшается звукопроизношение, полностью исчезают ошибки в произношении мягких согласных звуков вместо твердых, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Однако малыши могут испытывать трудности при произнесении слов с согласными звуками с, з, ш ,р, р̓л, л’,например: Лара, пластилин, вытиралаи других, и особенно слов, насыщенных одновременно шипящими и свистящими согласными, например: сапожки, Caшaи др.
Родителям важно помнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребенок будет общаться о взрослыми и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь.
Речь взрослых должна быть:
· четкой, неторопливой
· доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями;
· грамотной, то есть не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.
Речь взрослых — образец для детей. При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребенком и взрослыми, нормальное речевое и психическое развитие замедляется и даже прекращается. Специалисты выявляют у таких детей задержку речевого и психического развития. Поэтому очень важно общаться с ребенком, играть с ним, читать ему стихи и сказки.
В то же время не следует оценивать как положительное явление случаи раннего речевого развития. Так, если у ребенка первые слова появляются до одного года, от года и пяти месяцев до года и восьми месяцев сформирована фраза, а от двух лет до двух лет и пяти месяцев он начинает говорить развернутыми фразами, ускоренным темпом, как бы «захлебываясь», то все это может повлечь за собой невротическую форму заикания. Такого малыша нельзя «перегружать» речевым общением, напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации.
Главная роль в коррекции речи ребенка раннего возраста принадлежит матери, и от того, насколько она готова к его воспитанию, к проведению с ним коррекционных занятий, будут зависеть результаты развития малыша и психологический климат в семье. Своевременная диагностика, а также коррекционно-педагогическое, медицинское воздействие на раннем этапе развития позволяют ребенку с речевыми нарушениями к 4-6-и годам приблизиться к возрастной норме по уровню общего и речевого развития.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ
С первых проявлений речи, именуемых гулением, в два-три месяца, необходимо всячески поддерживать радостное, улыбчивое состояние ребенка, но не переутомляя его нервную систему. Малыш начинает прислушиваться к окружающим звукам; мелодичные звуки вызывают у него чувство удовлетворения, улыбку, а резкие (сердитый голос и т.д.) — плач. Следует поддерживать появляющийся у него лепет как здоровую основу будущей речи. Родители могут разговаривать с ребенком, повторять его лепетные звуки (да-да, ба-баи др.), вызывая этим у него радостные чувства, стремление подражать им.
Несколько позже, к шести месяцам, можно таким же способом вызвать у малыша повторение отдельных слов: папа, мамаи др. В это время начинается разговор с ребенком. В дальнейшем, с семи до десяти месяцев, для развития понимания речи следует называть громко, четко все, что привлекает внимание ребенка. Например, при встрече с кошкой мама скажет: Это киса. Киса, киса, мяу-мяу. Киса брысь!и т.д. Можно петь ребенку песенки с хлопаньем в ладоши, а затем научить его самого хлопать: поиграть (например: Дай ручку!, До свиданья!и т.д.).
Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка, так как речевой центр находится в коре головного мозга в одной области с двигательным. Сначала развиваются движения пальцев рук, а когда они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Так что работу по тренировке пальцев можно начинать, когда у ребенка появляется лепетная речь, то есть с шести-семи месяцев.
В этот период полезно делать массаж (поглаживать кисти рук в направлении от кончиков пальцев к запястью) и упражнения (брать каждый пальчик ребенка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его). Делать так надо ежедневно 2-3 минуты. С десятимесячного возраста следует давать ребенку перебирать сначала крупные предметы, затем более мелкие. Для этой цели хороши, например, деревянные раскрашенные бусы, сделанные из настольных счетов и нанизанные на нитку.
В это же время, развивая у ребенка понимание речи, можно учить его выполнению некоторых самых простых поручений, просьб, например: Дай игрушку,!, Дай кису!, Садись!и т.д.
Когда ребенок произнесет первое слово (примерно в десять-двенадцать месяцев), наступает самый ответственный этап участия матери и окружающих в развитии речи ребенка.
При разговоре с ребенком, необходимо не торопясь достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующими смыслу слова интонацией и темпом, четко выделять ударный слог (поэтому нельзя растягивать слово по слогам, так как при этом теряется ударение). Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, то есть, произнося его, одновременно надо обратить внимание малыша на соответствующий предмет или действие и назвать несколько раз то, что он видит. Так закрепляется связь между названием предмета (словом) и самим предметом. Когда ребенок сам произносит новое слово или предложение, надо с радостью повторить сказанное им, похвалить: он охотнее будет разговаривать, и развитие речи пойдет быстрее.
Для развития речи полезны игры. Например, взрослый вынимает из мешочка или коробочки разные предметы и игрушки, произнося, например: Это что? Это собачка — ав-ав. Посмотрим собачку. Хорошая собачка(погладить ее). На собачку. Дай собачку и т.д. То же самое можно говорить, рассматривая картинки с изображениями птиц, животных. Очень полезно воспроизводить звуки, ими издаваемые, чтобы ребенок запоминал и впоследствии сам произносил эти звукоподражания.
В дальнейшем, в течение второго года жизни малыша, надо чаще применять речевые игры, инсценировать сказки, используя звукоподражания.
После двух лет можно усложнять игры, пополняя словарь малыша новыми словами. Уже следует отучать ребенка пользоваться «детскими», лепетными словами. Взрослым желательно в разговоре с ребенком употреблять обычные: кошка, корова, собакаи так далее, односложные предложения заменять двух- и трехсловными; помогать ему вместо жестов пользоваться словами. Например, если малыш, желая получить мяч, указывает на него рукой, надо сказать: Ты хочешь мяч? Скажи: дай мне мячи т.д.
В этом возрасте уже нужно учить детей правильному, четкому произношению звуков, слогов и слов. Хорошо для этого подходят игры с движением. Например:
· «Машина». Ребенок стоит на месте, руками крутит руль и произносит би-би,
· «Барабанщик». Ребенок марширует, ударяет в барабан и произносит ба-ба-ба.
Игру с ребенком, действия при его умывании, одевании, кормлении полезно сопровождать словами песенок и потешек. Постепенно малыш начинает их узнавать, а позднее сам приговаривать. Наиболее любимы детьми песенки игрового характера: «Пальчик-мальчик», «Водичка, водичка». Благодаря прослушиванию потешек, словарь ребенка пополняется новыми словами (например: щетки, роток, глазкии др.), развивается умение строить предложения.
Наблюдения за природными явлениями, птицами, животными тоже можно сопровождать чтением стихотворных текстов. От этого детские впечатления станут более яркими и точными. Например, радость ребенка при виде неожиданно выглянувшего солнца станет еще больше, если в это время он услышит слова песенки «Солнышко-ведрышко».
Читая потешки («Курочка-рябушечка», «Кисонька-мурысенька» и др.), можно учить малышей звукоподражанию птицам и животным.
Инсценирование сказок («Репка», «Теремок», «Колобок» и др.) с помощью игрушек, настольного или кукольного театра помогает детям понять их смысл.
Чем чаще родители будут разговаривать с ребенком, разумеется, не переутомляя его, и доступным, правильным языком рассказывать ему сказки; разучивать вместе с ним стихотворения, потешки; играть, тем скорее он овладеет правильной речью.
В следующем разделе приводятся образцы речевого материала, которым можно пользоваться для формирования у малышей правильной речи.
РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ
ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ РЕЧИ
Работа над звуками
ЗВУК [С]
1. Учимся правильно произносить звук в слоге
са — аса — ас
сы — исы — ис
су — усу — ус
сэ — эсэ — эс
со — осо — ос
2. Учимся правильно произносить звук в слове
Сад, сам, сани, оса, коса, лиса, салат, сады.
Сом, сок, сода, песок, носок, голосок, волосок.
Сук, суп, сумка, посуда, сугроб, рисунок.
Сын, сыр, осы, бусы, усы, косынка, волосы.
Каска, масло, киоск, космос, пусто, вкусно, выставка.
3. Учимся правильно произносить предложения
Саня идет в сад.
У Сони сумка.
У сома усы.
Самолет летит высоко над лесом.
На соломе сидит собака.
4. Читаем и учим стихи (по выбору детей)
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.
Купим мы с тобой фасоль,
Купим лист капустный,
Не забудем мы и соль,
Суп посолим вкусный.
ЗВУК [З]
1. Учимся правильно произносить звук в слоге
за — аза
зэ — эзэ
зы — изы
зо — озо
зу — узу
2. Учимся правильно произносить звук в слове
Зал, запад, запах, указать, фазан, показать, зов, зона.
Газон, узор, золото, зонтик.
Зубы, везу, язык, пузырь, музыка, зубной.
Азбука, поздно, воздух, язва, узда, узлы, гнездо.
3. Учимся правильно произносить предложения
В гнездах дрозды.
В поезде везут заказные письма.
Зоя мыла грязную вазу и разбила ее.
4. Читаем и учим стихи
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
ЗВУК [Ц]
1. Учимся правильно произносить звук в слоге
ац, иц, эц, оц, уц
ца — аца
цы — ицы
це — эце
2. Учимся правильно произносить звук в слове
Паяц, шприц, боец, отец, конец, певец, леденец.
Овца, цапля, цирк, концы, цеп, оценка, певица.
3. Учимся правильно произносить предложения
Продавец продал перец.
Братец ест леденец.
Бойцы охраняют границы.
На пальце царапина.
4. Читаем и учим стихи
Цып — цыпленок, молодец,
Не боится он овец.
И совсем ни капли
Не боится цапли.
Дифференциация звуков [С]— [З] — [Ц]
1. Учимся правильно произносить звук в слоге
са – за – ца
сы – зы – цы
аса – аза – аца
эсэ – эзэ – эцэ
са – ца
ас – ац
за – ца
сы- цы
ас – ац
ис – иц
сэ – цэ
2. Учимся правильно произносить звук в слове
Синица, сахарница, письмецо, месяц, солнце, засуха, сазан, смазать, завеса, связать, запись.
3. Учимся правильно произносить словосочетания и предложения
Целый стакан.
Пестрая курица.
Смелые бойцы.
Лиза, посади Соню сзади.
У Зои синие глаза и русая коса.
4. Читаем и учим загадку и стихи (по выбору детей)
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.
В небе месяц серебрится,
Спят в кустах тетерева.
Над поляной кружит птица
Остроклювая сова.
Мне мама косу заплела,
Связала лентой сзади.
Я книжки новые взяла
И чистые тетради.
ЗВУКИ[Л],[Л ̓]
1. Учимся правильно произносить звук в слоге
ла — ала — ал
лы — илы — ил
лэ — элэ — эл
ло — оло — ол
лу — улу — ул
ля — аля — аль
ли — или – иль
ле – эле – эль
лё — олё — оль
лю — улю — уль
2. Учимся правильно произносить звук в слове
Лак, лапа, дела, мала, палатка, глаза, сожгла.
Лоб, ложка, болото, блок, слон, площадь, флот.
Лужа, шалун, голубь, блузка, служить, каблук.
Мал, бокал, жалко, писал, галстук, металл.
Пол, волк, полка, молния, гулко, уснул, бутылка.
Медаль, пальма, поляна, коляска, почтальон.
Ольга, фасоль, летчик, селедка, пленка, клен.
Мыльный, килька, метель, дельфин, лейка, клетка.
3. Учимся правильно произносить предложения
На елке Павел увидел белку.
Стул упал на пол.
Мила пила молоко.
Володя едет на велосипеде.
Люда маленькая.
У пальто оторвали хлястик.
4. Читаем и учим загадки и стихи (по выбору детей)
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
Все бело, бело, бело,
Много снегу намело.
Солдатик оловянный жил,
Он пел, шутил и не тужил.
Он воевал, не уставал,
И падал сам и сам вставал.
Дифференциация звуков [Л]— [Л ̓]
Читаем и учим стихи и потешки (по выбору детей)
Лепим мы из пластилина:
Льва и львенка лепит Лина,
Лепит олененка Оля,
А павлина лепит Коля.
Вот шалун шалил, шалил,
Себе пальчик занозил.
Лиса по лесу ходила, лиса голосом вопила,Лиса лычки драла, лиса лапотки плела.
ЗВУКИ [Р], [Р ̓]
1. Учимся правильно произносить звук в слоге
ра — ара — ар
ря — аря — арь
ры — иры — ир
ри — ири — ирь
рэ — эрэ — эр
ре — эре — эрь
ро — оро — ор
рё — орё — орь
ру – уру – ур
рю – урю – урь
2. Учимся правильно произносить звук в слове
Травка, матрац, рана, радио, парк, комар, шар.
Трубка, трудный, ручка, русский, урна, Мурка.
Метро, патрон, урок, мороз, родина, порт, двор.
Моряк, рябчик, рядом, сухарь, фонарь, токарь.
Рита, перина, говорить, пузырь, богатырь, снегирь.
Репка, орех, речка, кресло, рёва, берёза, брюки.
3. Учимся правильно произносить предложения
На траве дрова.
В трамвае сидят трое.
Вот Вера и Мара.
У Веры шары и у Мары шары.
В корзине арбузы.
Зимой в парке горка.
У Бори фонарик.
Варя режет редиску.
Рита делает зарядку.
У реки кудрявые березы.
4. Читаем и учим стихи (выбору детей)
- Егор, Егор, укажи свой двор.
- А вот мой двор, розовый забор.
В небе гром, гроза; закрывай глаза.
Дождь прошел, трава блестит, в небе радуга стоит.
Посмотрите на Иринку:
Ест Иринка мандаринку.
Съест Иринка мандаринку —
Бросит корочки в корзинку.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Р] - [Л] - [Р’] - [Л’]
Читаем и учим потешки и стихи (по выбору детей)
Хитрый кот по кличке Прошка
Опрокинул сливок плошку.
Рассердился он на лапку,
Неуклюжие царапки.
Как сверлом сверлил сверчок,
Просверлил — и вдруг молчок.
Взял Егор топор, с топором пошел во двор.
Стал чинить Егор забор, потерял Егор топор.
Взяли грабли и лопатки,
В огород пошли ребятки.
Тут копают, там рыхлят,
Убирают мусор с гряд.
ЗВУК [Ш]
1. Учимся правильно произносить звук в слоге
ша — аша — аш
ше — эше — эш
шу — ушу — уш
ши — иши — иш
шо — ошо — ош
2. Учимся правильно произносить звук в слове
Шаг, шапка, Маша, лошадка, шкаф, штык.
Шина, шить, пиши, камыш, школа, шла.
Шуба, шутка, мишутка, штука, шкура, шнур.
Башня, кашка, ладошка, окошко, мушка, вишня.
3. Читаем и учим потешки (по выбору детей)
Тише, мыши, мыши, тише!
Кот пришел на нашу крышу.
Петушок, петушок,
Отдай Маше гребешок.
Мы кормили нашу Машу:
Маша, Маша, кушай кашу!
ЗВУК [Ж]
1. Учимся правильно произносить звук в слоге
жа — ажа
же — эже
жу — ужу
жи — ижи
жо — ожо
2. Учимся правильно произносить звук в слове
Жаба, жаль, ежата, бежать, ждать, кожа, лежа.
Жук, лежу, журнал, вяжу, дружу, покажу.
3. Читаем и учим чистоговорки и стихи (по выбору детей)
У ужа ужата, у ежа ежата.
Не живут ужи, где живут ежи.
Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет.
Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди.
ЗВУК [Щ]
1. Учимся правильно произносить звук в слоге
ща — аща — ащ
ще — эще — эщ
щи — ищи — ищ
щё — ощё — ощ
щу — ущу — ущ
2. Учимся правильно произносить звук в слове
Гуща, пища, обещать, пищать, угощать, прощать.
Щука, щупать, щит, вещи, ящик, щипать, щавель.
3. Читаем и учим чистоговорку и стихи (по выбору детей)
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.
Щеткой чищу я щенка
Щекочу ему бока.
Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой — башмаки,
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.
ЗВУК [Ч]
1. Учимся правильно произносить звук в слоге
ач — ча — ача
ич — чи — ичи
оч — чё — очё
эч — че — эче
уч — чу — учу
2. Учимся правильно произносить звук в слове
Мяч, богач, калач, значки, чай, чайка, мочалка.
Дочь, ночь, кочка, почка, бычок, плечо, волчонок, пчелка.
Луч, Жучка, кучка, мучной, чудо, кричу, дочурка.
3. Учимся правильно произносить словосочетания и предложения
У девочки калач.
Ванечка на речке.
Мальчик с пальчик.
На чемодане чехол.
Белочка прыг на елочку.
Снесла курочка яичко.
Нину лечили врачи.
На дворе мычал бычок.
4. Читаем и учим стихи (по выбору детей)
Ручеек, ручеек, дай водички на чаек.
Мы чаек горячий будем пить на даче.
Пить с печеньем, с калачом, и пирог испечем!
Девочки и мальчики прыгают, как мячики. Мальчики и девочки кружатся, как белочки.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С],[З] - [Ш], [Ж]
1. Учимся правильно произносить звук в слоге
са — ша
за — жа
аша — аса
ажа — аза
ас — аш
аза — ажа
2. Учимся правильно произносить звук в слове
Саша, шесть, спешить, слушать, старушка.
Зажать, заслужить, забежать, желтизна.
3. Учимся правильно произносить предложения и скороговорку
У Саши машина.
У Сашеньки босоножки.
Женя заслужил награду.
Пес лежал и лизал ранку.
Саша, Женя и Лиза спят.
Зимняя стужа сковала лужу.
У Жени душистые зеленые ландыши.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Развитие мелкой моторики
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот вся моя семья.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Детям после трех лет становятся доступны следующие позиции пальцев рук:
• «гусь» — рука опирается локтем о стол, кисть руки — голова гуся. «Гусь щиплется» — кончик большого пальца смыкается с кончиками остальных пальцев
• «коза» — указательный и мизинец выпрямлены, а большой сжимает средний и безымянный
• «кольцо» — большой и указательный прижимаются концами друг к другу
• «зайка» — указательный и средний выпрямлены, а большой сжимает безымянный и мизинец
• «ножницы» — та же позиция, но указательный и средний, двигаясь, «режут».
Тренировку мускулатуры кисти руки ребенка можно начинать с простого упражнения: сжимать пальцы в кулак, затем разжимать их, можно использовать пористую губку или мочалку (сжимать ее).
Помогают развивать тонкую моторику рук игры со всевозможными пирамидками, конструкторами, лего-конструктором, мозаикой, палочками для выкладывания узоров по образцу.
После пяти лет детям доступны упражнения:
• ладонь — кулак — ребро (на столе);
• ладонь на столе, пальцы врозь, затем — вместе;
• «пальцы здороваются» (обе руки вместе);
• «человечек» (указательный и средний пальцы «бегут»);
• «очки» (пальцами двух рук «кольца»).