Дети очень эмоциональны. Они испытывают большую потребность в художественных впечатлениях и в активном проявлении своих чувств: с удовольствием поют, танцуют, рисуют, любят слушать музыку, сказки, рассказы.
Интерес к музыке и музыкальные способности проявляются у детей по-разному. Многие из них охотно слушают музыку и поют, другие к музыке как бы равнодушны. Иногда родители считают, что такие дети от природы не музыкальны, у них «нет слуха» и развивать его бесполезно. Такая точка зрения неверна. У каждлго ребёнка можно пробудить интерес и любовь музыке, развить музыкальный слух и голос.
Приобщать ребёнка к музыке в домашних условиях можно и нужно с самого раннего возраста. Причём самыми различными способами: петь ему песни, приучать слушать аудиозаписи, детские музыкальные радио- и телепередачи, смотреть фильмы. Если есть возможность, водить на концерты.
Хорошо иметь дома аудиозаписи:
- детские альбомы Чайковского, Шумана, Прокофьева, Хачатуряна, Шостаковича, Свиридова;
- отдельные детские пьески и песенки;
- музыкальные сказки («Приключения Незнайки» Н.Носова, музыка Френкеля и Шахова, «Курочка Ряба» музыка Ройтерштейна);
- детские оперы «Муха-цокотуха» и другие;
- отрывки из балетов П.Чайковского «Щелкунчик» и «Лебединое озеро», из оперы Н.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и т.д.
Старайтесь, чтобы дети не просто радовались музыке, но учились переживать заложенные в ней чувства. Спрашивайте, какая это музыка: весёлая или грустная, спокойная или взволнованная. Про кого такая музыка может рассказать? Что под неё хочется делать? Иногда, не называя пьесу, спросите: как бы ребёнок её назвал? Такие вопросы пробуждают интерес детей к слушанию и развивают их творческое воображение.
Хорошо загадывать детям загадки: спойте песню без слов, одну только мелодию и спросите, что это за песня. Дети очень радуются, когда отгадывают правильно.
Дети очень любят повторно слушать полюбившуюся им музыку, поэтому старайтесь предоставлять им такую возможность.
Очень важно, чтобы ребёнок не только слушал музыку, но и сам пел песни, инсценировал их, двигался под музыку, играл на детских музыкальных инструментах.
Самое главное – надо создать в доме атмосферу благожелательного отношения к ребёнку, всячески
поощрять его попытки проявить себя в музыке. Это приносит детям радость и делает их добрее.
У детей, которые часто соприкасаются с музыкой, более богатый мир чувств, они более отзывчивы на переживания других людей, более жизнерадостны, лучше, быстрее и полнее воспринимают всё новое, и, как правило, хорошо учатся в школе.