Печать
Просмотров: 6177

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 1»

Основная образовательная программа дошкольного образования (далее - Программа) разработана с учетом требований ФГОС ДО, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников и на основании Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016. – 368 с

Ведущие цели Программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.

Для достижения цели первостепенное значение имеют задачи:

•забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном

всестороннем развитии каждого ребенка;

•создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; ко всем воспитанникам, что позволяет растить их воспитанными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

•максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

•творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

•вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

•уважительное отношение к результатам детского творчества;

•единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

•соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:

1. Поддержка разнообразия детства.

2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

3. Позитивная социализация ребенка.

4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.

5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

6. Сотрудничество Организации с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе.

7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития

8. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности

9. Возрастная адекватность образования.

10. Развивающее вариативное образование.

11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей

12. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения

Программа обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию.

 

Планируемые результаты

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования.

Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.

В соответствии с периодизацией психического развития ребенка, принятой в культурно-исторической психологии, дошкольное детство подразделяется на три возраста детства: младенческий (первое и второе полугодия жизни), ранний (от 1 года до 3 лет) и дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).

 

Целевые ориентиры в раннем возрасте

К трем годам ребенок:

•интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;

•стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях общения со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно;

•владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек;

•проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.  Взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями;

•в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровые замещения;

•проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях;

•владеет простейшими навыками самообслуживания;

•любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку. Проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления. Охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.);

•с удовольствием двигается – ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание, лазанье, перешагивание и пр.).

 

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы

К семи годам:

•ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

•ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

•ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;

•ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

•у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

•ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

•ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

Программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей дошкольного возраста, с учетом сензитивных периодов в развитии.

Дети с различными недостатками в физическом и/или психическом развитии могут иметь качественно неоднородные уровни речевого, познавательного и социального развития личности. Поэтому целевые ориентиры основной образовательной программы Организации, реализуемой с участием детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), должны учитывать не только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка.

 

ОСНОВНЫЕ РЕАЛИЗУЕМЫЕ ПРОГРАММЫ И ТЕХНОЛОГИИ

Основная программа

Парциальные программы

коррекционные

Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп

«Основы безопасности детей дошкольного возраста»

(программа для ДОУ, авторы Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева,

Н.Н. Авдеева)

Программа развития речи у детей дошкольного возраста в

детском саду

(автор

О.С. Ушакова)

Программа для ДОУ «Юный

эколог»

(автор

С.Н. Николаева)

 

Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений.

Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Автор учитель-логопед высшей квалификационной категории, отличник народного образования Н. В. Нищева.

 

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Предметно-развивающая среда

Здоровье и здоровый образ жизни

Воспитание и обучение

Диагностика,

развитие,

коррекция

Сотрудничество с родителями

Преемственность со школой

Музыкальный зал

 

Рациональное питание

Лечебно-профилактические мероприятия

Гигиенические процедуры

Закаливание

Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Санитарно-просветительские мероприятия

Знания норм здорового образа жизни

Образовательные области:

Физическое

Социально-коммуникативное

Познавательное

Речевое

Художественно-эстетическое

Кабинет

психолога

Логопедический кабинет

 

Родительские конференции

Лекции-диалоги

Совместное творчество

Концерты

Посиделки

КВН

Консультации

Тренинги

Практикумы

ФГОС

Программы непрерывного образования

Технологии развивающего обучения

Условия комфортного пребывания

Среда развития ребенка

Координация деятельности педагогов

 

 

Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, 

Представленная в пяти образовательных областях

 

Дошкольный возраст

 

Социально-коммуникативное развитие

«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Учреждении; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»

 

Познавательное развитие:

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира»

 

Речевое развитие

«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылок обучения грамоте».

 

Художественно-эстетическое развитие

«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания  произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)»

 

   Одним из разделов художественно-эстетического развития является Музыкальная деятельность (муз воспитание), которую осуществляет музыкальный руководитель согласно разработанной программе.  Рабочая программа музыкального руководителя разработана в соответствии с Программой по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой (см. Приложение 2)

 

Физическое развитие

«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)»

 

Здоровьесберегающие технологии, используемые педагогами в работе с воспитанниками

Виды

здоровьесберегающих педагогических

 технологий

Время проведения в

режиме дня

Особенности

методики проведения

Физминутка

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления

Во время занятий, 2-5 минут, по мере утомляемости детей.

Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Динамическая переменка

Между занятиями 5-8 минут.

Игры малой подвижности, игровые упражнения.

«Минутки здоровья»

2-3 минуты в любое свободное время

Включает массаж, самомассаж, дыхательную гимнастику, упражнения для коррекции глаз

Подвижные

спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе. Ежедневно для всех возрастных групп.

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Оздоровительный бег

На свежем воздухе со старшего дошкольного возраста.

Медленный бег в течение 1 -3 минут.

Пальчиковая гимнастика

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно.

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени и на занятиях.

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время и на занятиях в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Дыхательная

 гимнастика

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Обеспечитьпроветриваниепомещения.

Бодрящая

 гимнастика

Ежедневно после дневного сна 5-10 минут.

Форма проведения различна: упражнения в кроватках, комплексы упражнений в группе, ходьба по ребристым доскам, обширное умывание.

Корригирующая гимнастика

В различных формах физкультурно- оздоровительной работы.

По рекомендации врача-педиатра.

Физкультурное

занятие

Два раза в неделю в группе, 1 раз - на свежем воздухе.

Занятия проводятся в соответствии с программой. Перед занятием хорошо проветрить помещение.

Утренняя гимнастика

Ежедневно. 1 раз в неделю в музыкальном зале

Используются различные комплексы упражнений, начиная со

IIмладшей группы.

Коммуникативные игры

1 -2 раза в неделю по 30 минут со старшего дошкольного возраста.

Беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Занятия из серии «Здоровье»

1 раз в неделю по 30 минут со старшего дошкольного возраста.

Включены в сетку занятий в качестве познавательного развития, как часть занятия, в режимных процессах.

День здоровья

Последний четверг каждого месяца.

По планам воспитателя и инструктора по физической культуре с привлечением родителей.

Технологии

 музыкального

воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы и на занятиях.

Используется для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.

Технологии

коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 минут, начиная со старшего дошкольного возраста.

Занятия проводятся в игровой форме, имеет диагностический инструментарий и протоколы занятий.

Фонетическая

гимнастика

2 раза в неделю для детей всех возрастных групп.

Занятия проводятся в профилактических целях. Цель занятия -фонетически грамотная речь.

 

 

В учреждении разработано примерное комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности. Педагоги, работающие на группе могут изменить формулировку тематической недели, не изменяя тематику.

 

Неделя

Тема

Неделя

Тема

Сентябрь

Февраль

1

День знаний

1

Транспорт

2

Осень

2

Предметы быта

3

Сад и огород

3

Защитники отечества

4

Лес

4

Неделя экологии

Октябрь

Март

1

Игрушки

1

Мама

2

Мой город. Мой край

2

Посуда

3

Культура и традиции

3

Мебель

4

Особенные люди

4

Неделя книги

Ноябрь

Апрель

1

Птицы

1

Все о воде

2

Дикие животные

2

Космос

3

Домашние животные

3

Весна

4

День матери. Семейные ценности

4

Службы спасения

Декабрь

Май

1

Зима

1

Великая Отечественная Война

2

Профессии

2

Дорожная азбука

3

Безопасность на улице и дома

3

Труд весной

4

Новый год

4

Скоро лето

Январь

ЛЕТО

1

Фольклор

По утвержденному плану летней оздоровительной работы

2

Зимние забавы

3

Зимние виды спорта

 

 

Педагогами ДОУ используются различные парциальные программы, методическая литература и пособия:

Группа

Парциальные программы, методические рекомендации, пособия

Дидактические материалы

Группа общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет

Программа по социально- эмоциональному развитию детей дошкольного (авт.-сост. «Я – ты – мы» Князева О. Л., Стеркина Р. Б.).

Программа «Социокультурные истоки» (авт.-сост. Кузьмин И.А., Абрамова О.С., Сильвестрова Л.П.).

Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет).

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Вторая группа раннего возраста (2-3 года).

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: вторая группа раннего возраста (2-3 года).

Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Вторая группа раннего возраста (2-3 года).

Помораева И.А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста (2-3 года).

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста (2-3 года).

Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2-7 лет.

Сборник подвижных игр / Автор-сост. Э. Я. Степаненкова

Серия «Мир в картинках»: «Авиация»; «Автомобильный транспорт»; «Арктика и Антарктика»; «Бытовая техника»; «Водный транспорт»; «Высоко в горах»; «Инструменты домашнего мастера»; «Космос»; «Офисная техника и оборудование»; «Посуда»; «Школьные принадлежности».

Серия «Рассказы по картинкам»: «В деревне»; «Кем быть?»; «Мой дом»; «Профессии».

Серия «Расскажите детям о…»: «Расскажите детям о бытовых приборах»; «Расскажите детям о космонавтике»; «Расскажите детям о космосе»; «Рас-скажите детям о рабочих инструментах»; «Расскажите детям о транспорте», «Расскажите детям о специальных машинах»; «Расскажите детям о хлебе».

Плакаты: «Домашние животные»; «Домашние питомцы»; «Домашние птицы»; «Животные Африки»; «Животные средней полосы»; «Морские обитатели»; «Насекомые»; «Овощи»; «Рептилии и амфибии»; «Собаки—друзья и помощники»; «Фрукты»; «Цветы»; «Ягоды лесные»; «Ягоды садовые». Серия «Рассказы по картинкам»: «Весна»; «Времена года»; «Зима»; «Лето»; «Осень»; «Родная природа».

Серия «Расскажите детям о…»: «Расскажите детям о грибах»; «Расскажите детям о деревьях»; «Расскажите детям о домашних животных»; «Расскажите детям о домашних питомцах»; «Расскажите детям о животных жарких стран»; «Расскажите детям о лесных животных»; «Расскажите детям о морских обитателях»; «Расскажите детям о насекомых»; «Расскажите детям о фруктах»; «Расскажите детям об овощах»; «Расскажите детям о птицах»; «Расскажите детям о садовых ягодах». Серия «Мир в картинках»: «Гжель»; «Городецкая роспись по дереву»; «Дымковская игрушка»; «Каргополь — народная игрушка»; «Музыкальные инструменты»; «Полхов-Майдан»; «Филимоновская народная игрушка»; «Хохлома». Плакаты: «Гжель. Изделия. Гжель»; «Орнаменты. Полхов-Майдан»; «Изделия. Полхов-Майдан»; «Орнаменты. Филимоновская свистулька»; «Хохлома. Изделия»; «Хохлома. Орнаменты». Серия «Расскажите детям о…»: «Расскажите детям о музыкальных инструментах», «Расскажите детям о музеях и выставках Москвы», «Рас-скажите детям о Московском Кремле».

Серия «Искусство — детям»: «Волшебный пластилин»; «Городецкая роспись»; «Дымковская игрушка»; «Простые узоры и орнаменты»; «Сказочная гжель»; «Секреты бумажного листа»; «Тайны бумажного листа»; «Узоры Северной Двины»; «Филимоновская игрушка»; «Хохломская роспись». Серия «Мир в картинках»: «Спортивный инвентарь». Серия «Рассказы по картинкам»: «Зимние виды спорта»; «Летние виды спорта»; «Распорядок дня». Серия «Расскажите детям о…»: «Расскажите детям о зимних видах спорта»; «Расскажите детям об олимпийских играх»; «Расскажите детям об олимпийских чемпионах».

Плакаты: «Зимние виды спорта»; «Летние виды спорта

Группа общеразвивающей направленности детей то 4 до 5 лет

Программа «Музыкальные шедевры» (авт.-сост. О.П. Радынова).

Программа «Безопасность» (авт.-сост. Н.Л. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина).

Программа по социально- эмоциональному развитию детей дошкольного (авт.-сост. «Я – ты – мы» Князева О. Л., Стеркина Р. Б.).

Программа «Социокультурные истоки» (авт.-сост. Кузьмин И.А., Абрамова О.С., Сильвестрова Л.П.).

Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет).

Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет.

Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3-7 лет. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3-7 лет).

Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 лет).

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Средняя группа. (4-5 лет). Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет).

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.

Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7 лет).

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Средняя группа (4-5 лет).

Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа (4-5 лет).

Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа (4-5 лет).

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Средняя группа (4-5 лет).

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (4-5 лет).

Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала: Средняя группа (4-5 лет).

Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Средняя группа (4-5 лет). Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика: комплексы упражнений для детей 3-7 лет.

Сборник подвижных игр / Автор-сост. Э. Я. Степаненкова

Группа общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Программа «Музыкальные шедевры» (авт.-сост. О.П. Радынова).

Программа «Безопасность» (авт.-сост. Н.Л. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина).

Программа по социально- эмоциональному развитию детей дошкольного (авт.-сост. «Я – ты – мы» Князева О. Л., Стеркина Р. Б.).

Программа «Социокультурные истоки» (авт.-сост. Кузьмин И.А., Абрамова О.С., Сильвестрова Л.П.).

Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет).

Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет.

Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3-7 лет.

Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3-7 лет).

Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 лет).

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Старшая группа. (5-6 лет)

Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет).

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.

Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7 лет).

Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет).

Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет.

Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3-7 лет. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3-7 лет).

Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 лет).

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Старшая группа. (5-6 лет) Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет).

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.

Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7 лет). Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Старшая группа (5-6 лет).

Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа (5-6 лет).

Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа (5-6 лет).

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа (5-6 лет).

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (5-6 лет).

Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала: Старшая группа (5-6 лет).

Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Старшая группа (5-6 лет). Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика: комплексы упражнений для детей 3-7 лет.

Сборник подвижных игр / Автор-сост. Э. Я.

Степаненкова

 

Логопедическая группа общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет. ФГОС  авт. Нищева Н.В.

Программа «Музыкальные шедевры» (авт.-сост. О.П. Радынова).

Программа «Безопасность» (авт.-сост. Н.Л. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина).

Программа по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного (авт.-сост. «Я – ты – мы» Князева О. Л., Стеркина Р. Б.).

Программа «Социокультурные истоки» (авт.-сост. Кузьмин И.А., Абрамова О.С., Сильвестрова Л.П.).

Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет).

Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет.

Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3-7 лет.

Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3-7 лет).

Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 лет).

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Старшая группа. (5-6 лет)

Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет).

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.

Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7 лет).

Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет).

Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет.

Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3-7 лет. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3-7 лет).

Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 лет).

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Старшая группа. (5-6 лет) Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет).

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.

Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7 лет). Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Старшая группа (5-6 лет).

Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа (5-6 лет).

Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа (5-6 лет).

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа (5-6 лет).

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (5-6 лет).

Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала: Старшая группа (5-6 лет).

Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Старшая группа (5-6 лет). Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика: комплексы упражнений для детей 3-7 лет.

Сборник подвижных игр / Автор-сост. Э. Я. Степаненкова

Группа общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Программа «Музыкальные шедевры» (авт.-сост. О.П. Радынова).

Программа «Безопасность» (авт.-сост. Н.Л. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина).

Программа по социально- эмоциональному развитию детей дошкольного (авт.-сост. «Я – ты – мы» Князева О. Л., Стеркина Р. Б.).

Программа «Социокультурные истоки» (авт.-сост. Кузьмин И.А., Абрамова О.С., Сильвестрова Л.П.). Программа «Социокультурные истоки» (авт.-сост. Кузьмин И.А., Абрамова О.С., Сильвестрова Л.П.).

Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет).

Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет.

Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3-7 лет. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3-7 лет).

Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 лет). Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет).

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.

Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7 лет).

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Подготовительная к школе группа (6-7 лет)Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа (6-7 лет). Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала: Подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика: комплексы упражнений для детей 3-7 лет.

Сборник подвижных игр / Автор-сост. Э. Я. Степаненкова

 

 

Вариативная часть. Региональный компонент

Внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения регионального компонента дает детям дошкольного возраста первоначальные представления основ региональной культуры на основе краеведения. Развивает у дошкольников интерес к малой родине, ее культурно-историческим и природным особенностям. Реализация регионального содержания образования осуществляется в четырех направлениях: природно-климатические особенности родного края, национально-культурные и исторические особенности края, ценностно-смысловая взаимосвязь поколений и символика края.

Введение в образовательный процесс краеведческого материала оказывает положительный эффект на развитие музейной педагогики, способствует привлечению детей к участию в праздниках города, народных праздниках.

 

Коррекционная работа в условиях логопункта

Главной целью является оказание специальной коррекционной помощи воспитанникам ДОУ, имеющим нарушения устной речи (общее недоразвитие речи 3 и 4 уровня, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонетическое недоразвитие речи).

Основными задачами коррекционно-развивающей работы является коррекция нарушений устной речи и своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении воспитанниками образовательных программ по дошкольному образованию; пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей), воспитанников. Учителем-логопедом разработана Рабочая программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта (см. Приложение 5)

 

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога

Педагог-психолог осуществляет организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Приоритетным является обеспечение единого процесса социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ, значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.

Педагогом - психологом разработана Рабочая программа педагога-психолога с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ (см. Приложение 6)

 Содержание и структура деятельности педагога-психолога в соответствии с программой реализуется по следующим направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 3 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.

 

Взаимодействие взрослых с детьми

Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности.

С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности ребенок учится познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобщения к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи, коммуникации, и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде называется процессом овладения культурными практиками.

Ребенок не боится быть самим собой, быть искренним. Когда взрослые поддерживают индивидуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, ребенок не боится быть самим собой, признавать свои ошибки. Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ребенком моральных норм.

Ребенок учится брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Ведь взрослый везде, где это возможно, предоставляет ребенку право выбора того или действия. Признание за ребенком права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров по игре способствует формированию у него личностной зрелости и, как следствие, чувства ответственности за свой выбор.

Ребенок приучается думать самостоятельно, поскольку взрослые не навязывают ему своего решения, а способствуют тому, чтобы он принял собственное.

Ребенок учится адекватно выражать свои чувства. Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами, взрослые содействуют формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемыми способами.

Ребенок учится понимать других и сочувствовать им, потому что получает этот опыт из общения со взрослыми и переносит его на других людей.

 

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников

Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Поэтому педагогам, реализующим образовательные программы дошкольного образования, необходимо учитывать в своей работе такие факторы, как условия жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции, а также уважать и признавать способности и достижения родителей (законных представителей) в деле воспитания и развития их детей.

Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу Организации. Только в диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями (законными представителями) и воспитателями, то есть для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и воспитания детей.

Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.

 

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

•изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

•знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

•информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

•создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

•привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в городе;

•поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Направления работы

Формы взаимодействия

Знакомство с семьей

Встречи-знакомства

Посещение семьи

Анкетирование родителей (законных представителей), бабушек, дедушек

Информирование родителей (законных представителей) о ходе образовательного процесса

Оформление стендов

Организация выставок детского творчества

Создание памяток, буклетов

Дни открытых дверей

Консультации (индивидуальные, групповые)

Родительские собрания

Педагогическое просвещение родителей

Организация «школы для родителей» (лекции, семинары, практикумы)

Вечера вопросов и ответов

Мастер-классы

Тренинги

Ролевое проигрывание

Совместная деятельность

Организация развлечений, праздников, конкурсов, концертов.

Участие в проектной деятельности

Семейные клубы, гостиные

 

Важнейшим условием реализации Программа предполагает создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание ребенка в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.